Охота за противогазами в борделе

Раскрыть перед читателем все карты, но до самого конца оставить его в недоумении относительно убийцы – это высший пилотаж в детективном жанре

Издательство "Вагриус" в прошлом году порадовало своих читателей новой серией книжных новинок "Остросюжетная проза". Серия заслуживает похвал как минимум по трем параметрам. Во-первых, удачное название: не все, что остросюжетно, есть детектив, и не всякий детектив, к сожалению, остросюжетен. Во-вторых, благородная цель, а именно: поддержка и пропагандирование отечественной популярной прозы, причем, как правило, качественной. И, наконец, замечательная идея сделать "серию серий", ибо "Остросюжетная проза" – это романы с продолжениями, объединенные постоянными героями, что многих читателей очень привлекает. Если пожелания удачи в Новом году были искренни, да еще если расположение звезд с ними совпадет, то сообщения о каждой новинке этой серии будут появляться в "Yтре" по мере их выхода в свет. А сейчас – Yтренний обзор того, что уже вышло в самое недавнее время.

Прашкевич Г., Богдан А. Противогазы для Саддама. Роман о выживании в современном бизнесе. – Вагриус, 2001.

Вначале я решила, что эта книга будет интересна бизнесменам, от тех, что занимаются бизнесом со времен его появления на российских просторах, до новичков. Но один знакомый бизнесмен, которому я порекомендовала книгу, сказал, что он и так сыт бизнесом по горло и ностальгировать по эпохе первоначального накопления не желает. Из чего я сделала вывод, что вкусы у людей различны и плохо предсказуемы (может, бизнесмен мне оригинальный попался?), и потому я рекомендую роман о противогазах всем тем, кто просто любит интересное и увлекательное, непременно остросюжетное повествование. Начинается все с того, как главного героя, оптовика из Томска, ловко и изящно кинули в некоей незаметной фирмочке "Русский чай" и как потом он влип в весьма запутанную историю, в которой фигурируют эстонская мафия, арабские милитаристы и постсоветская Контора (надеюсь, всем ясно, что это такое?). В процессе выпутывания он знакомится со шпионской техникой слежки и сокрытия от оной (очень любопытно!), а также вспоминает и рассказывает разнообразные случаи из жизни бизнесменов, которые мне лично показались наиболее удачной идеей авторов книги. Рассказы эти создают неповторимую атмосферу русского бизнеса, в человеческом его измерении, что придает всей книге характер исторической реальности, правдивости, в отличие от многих триллеров на ту же тему с их сугубо нереальной, потому что чрезмерной, кровавой жестокостью.

Юзефович Л. Дом свиданий. – Вагриус, 2001.

Детектив во всех смыслах слова классический: действие его происходит в XIX веке в Санкт-Петербурге, и написан он изумительно стилизованным языком русской классики (Акунин отдыхает). Я думаю, эту вещь без преувеличений можно назвать изюминой сегодняшнего обзора, всей серии и вообще – всей детективной литературы на русском языке. "Дом свиданий" уступает только "Князю ветра" того же Юзефовича, книге, объявленной национальным бестселлером 2001 года. Здесь все есть и всего в меру: мистический масонский знак, семейные ссоры, адюльтер и побег, загадочные и нелепые происшествия, отвлекающий внимание красный зонтик, мертвец, встающий из гроба, яд в рюмке с ликером, интригующее убийство в качестве завязки и запоминающаяся фигура следователя. Умно и тонко построенное повествование рассчитано на то, чтобы раскрыть перед читателем все карты, но до самого конца оставить его в недоумении относительно убийцы – это высший пилотаж в детективном жанре. Образ полицейского агента Ивана Дмитриевича Путилина – главного героя романов Юзефовича – покоряет своей естественностью и адекватностью петербургской среде того времени, в отличие, скажем, от того же Эраста Фандорина, абсолютно анахронистичного в тогдашнем русском обществе. Путилина, с его мстительностью и семейственностью, легко представить в литературе золотого XIX века; да и сам роман, где все фантастические события находят вполне рациональное и даже нравоучительное объяснение, глубоко родствен русской литературной традиции. И при этом он продолжает оставаться шедевром в детективном жанре, который можно бесстрашно рекомендовать даже утонченным любителям русской словесности.

Козырева Е. Дамская охота. – Вагриус, 2001.

Вторая книга из серии романов о расследованиях питерской телеведущей Лизаветы Зориной – очень привлекательной дамочки с характером. Вообще "дамская" проза интереснее с точки зрения психологии (исключая Маринину): все герои обычно легко представимы и характерны. Тот, кто любит Дашкову, обязательно полюбит и Козыреву. Книгу можно с полным правом назвать психологическим детективом: убийство крупного банкира, произошедшее на даче, в кругу близких друзей, обнажает тайные связи и скрытые неприязни, ужасные подозрения, предательства и разочарования. О том, что это было – заказное политическое убийство или месть на почве любви, – первой догадывается умница Лизавета, обставив милицейских следователей и оперативников спецслужб. Единственным недостатком романа является предсказуемость развязки: о том, кто убийца, начинаешь догадываться как минимум с двух третей книги. Однако книгу так просто не отбросишь: пикантные ситуации, сложные взаимоотношения держат не меньше, чем сама криминальная загадка. К тому же есть особая прелесть в том, чтобы проверить правильность своей отгадки и ее мотивировки.

Клугер Д. Смерть в Кесарии. – Вагриус, 2001.

Детектив с претензией на то, чтобы быть классическим. Начинается, разумеется, с загадочного и немотивированного убийства израильского бизнесмена, в прошлом – гражданина России. И расследует его, естественно, частный сыщик Натаниэль Розовски, тоже в прошлом русский. Даже присущие ему (как и большинству литературных представителей его профессии) несвоевременная тупость и забывчивость не мешают блистательно довести дело до конца. Он обнаруживает связь там, где ее нет и быть не может: между смертью лаборанта в университете, который прочел заколдованную книгу, и важной уликой; после чего, по зрелом размышлении, доблестно подставляется под дуло в руках настоящего убийцы, рассчитывая на чудо, которое, конечно же, и происходит. Неоспоримым преимуществом книги можно счесть экзотический антураж Земли обетованной, который не слишком широко распространен в отечественной прозе и мало известен русским читателям. Некоторые же сюжетные неувязки позволяют надеяться, что следующий роман об израильском сыщике будет много лучше.

Скворцов В. Каникулы вне закона. – Вагриус, 2001.

Шпионский триллер в традиционном исполнении: "агент по найму" Бэзил Шемякин, которого "подставил" его же шеф из ФСБ, перемещается из Москвы в Казахстан, оттуда в Узбекистан, затем в Мюнхен и в Бангкок в поисках документов, компрометирующих российских политиков. Его бьют, пытают, шантажируют, в него стреляют свои и чужие, он вынужден скрываться от службы безопасности Казахстана и от теневых криминальных структур. В конце концов он их всех "делает", находит документы, попутно крутит любовь с красавицей-казашкой, а между делом раскрывает тайный путь транзита наркотиков и узнает, откуда в морозном Казахстане появился дохлый удав. Расслабиться невозможно: каждая страница – новый лихой поворот, новая авантюра, засада, кража, побег, обман или находка, новая хитрость врагов или друзей. Да и есть ли вообще друзья и враги, наши или ваши в мире денег и власти? Иллюстрации к этому сакраментальному вопросу и не менее сакраментальному ответу на него (конечно, нет!) многочисленны и многовариантны. Например, главарем мафии оказывается человек в высшей степени неожиданный, что является несомненным достоинством книги. Так же как и ее легкий, ироничный язык. Роман предназначен для тех, кто предпочитает испытывать прилив адреналина в щадящем виде литературно-эстетического удовольствия.

Приятного чтения всем любителям остросюжетной прозы!

Выбор читателей