Короли г...а и пыли повзрослели

Без какой-либо раскрутки в СМИ питерский коллектив "Н.О.М." уже 15 лет не только является культовой группой в среде российских эстетствующих неформалов, но и регулярно выезжает в Европу на гастроли

В конце минувшей недели питерский коллектив "Н.О.М." справил свое пятнадцатилетие в московском клубе "Б-2". К сожалению, в последние годы в этой поистине уникальной группе алкоголиков, циников и пофигистов, называющих себя Королями Санкт-Петербурга, осталось совсем мало участников. В конечном счете она сократилась до двух человек из оригинального состава и одного нового музыканта. Первым ушел клавишник и бас-вокалист Александр Ливер (он же Дмитрий Тихонов), который предал Родину и уехал за границу. Потом произошел раскол между остальными участниками на "НОМ-ЖИР" и "НОМ-ЕВРО". Позднее "НОМ-ЕВРО" объявил о самоликвидации, и в итоге "НОМ-ЖИР" сократил свое название до более привычного "Н.О.М.".

К 15-летию группа разродилась настоящим художественным фильмом "Пасека", в съемках которого принял участие периодически наезжающий из Женевы Ливер. С премьеры этой картины и началось юбилейное празднование. Правда, показ фильма запустили на полчаса раньше объявленного времени, что вызвало массу неодобрительных реплик. Но и того, что я успел посмотреть, достаточно, чтобы составить впечатление. Фильм показал, что и за малые деньги можно снять отличное кино, которому место на любом конкурсном показе малобюджетных картин. Харизматичные типажи, созданные Александром Ливером (пасечник Щукрай) и Иваном Туристом (неприятные низкорослые мужчины), заставили публику непрерывно хохотать. Пополнение запаса крылатых фраз, которыми напичканы все работы "Н.О.М.", будет гарантировано. В создании фильма принимал активное участие питерский художник Николай Копейкин.

Собственно выступление началось ближе к полуночи при большом скоплении жаждущих увидеть "Н.О.М.", который не так часто балует столичных эстетов своими живыми концертами. Немного расстроило отсутствие Х.Е.Сагитдулова (он же Сергей Кагадеев), не сдержавшего обещания присоединиться к группе по случаю юбилея, но и без него обошлись. Всех остальных участников некогда многочисленного коллектива ныне заменяет клавишник Николай Гусев, отличающийся от эксцентричных Туриста и С.Кагадеева спокойным поведением и цивильным обликом.

Ребята, как и обычно, делали шоу, изображая то приезжих из Урюпинска гопников-провинциалов, то старых больных евреев, то десятиклассников-оболтусов. После ухода Ливера и С.Кагадеева Турист, ранее участвовавший в выступлениях лишь в качестве танцора-шоумена, стал полноправным фронтменом и голосом группы. Петь он до конца не научился, но это не главное. Турист всегда был шоуменом и снова порадовал зрителей гримасами, телодвижениями и нелепыми костюмами.

Помимо этого выяснилось, что Иван Турист пишет стихи, которые он и зачитывал в промежутках между песнями, вызывая хохот в зале. Кстати, поговаривают, что он серьезно увлекается авангардным джазом и даже читает курсы по теории музыки за пределами Родины. По другой непроверенной информации, именно Турист является основным автором всего материала, но из-за врожденной скромности приписывает его А.Кагадееву.

Несмотря на неважный звук (тексты не всегда можно было разобрать), концерт порадовал программой, в которую вошло много старых песен; правда, звучали они по-другому и не всегда лучше оригинала. Особенно запомнился "Укрблюз", ролик которого получил приз за лучший малобюджетный клип в 1996 году во Франции. Были исполнены "Мушища", "Сенька-мосгаз", "Лягва", маразматическая "Нина-2", посвященная уходу из группы Александра Ливера, и другие шлягеры. Были и песни с последних альбомов – продукт творческого тандема Кагадеев – Турист. Из-за плохой отстройки звука голос Кагадеева в по-детски наивной "Учительница заболела" не был услышан. Точно так же не было слышно и бас-гитару.

Перед сценой народ отрывался под пение и пляски Туриста, а одна пара даже умудрилась станцевать медленный танец, что само по себе не менее комично, чем лирика "Н.О.М.". А меня не покидала мысль о том, что, несмотря на старания ребят, "Н.О.М." уже не тот. Не хватало на сцене живых барабанов Готлиба Тузеаста (он же Владимир Постниченко) и гитары Алексея Рахова, ныне играющего в коммерчески раскрученном проекте "Deadушки".

Тем не менее, судя по реакции публики, можно сказать, что юбилей получился, а остатки "Н.О.М." далеки от творческой импотенции. В целом концерт удался, и я благодарю клуб "Б-2" и лично Ирину Щербинскую за аккредитацию, но хочется верить, что свое двадцатилетие культовая некогда группа встретит в более многочисленном составе.

Выбор читателей