Птичьи права американской курятины

Ограничение ввоза американской курятины чревато серьезным кризисом в двусторонних отношениях: на российский рынок приходится 40-50% экспорта этой продукции, производимой аж в 38 штатах

Только-только Владимир Путин и Джордж Буш-младший наговорили друг другу в Кананаскисе очередную порцию комплиментов, а в российско-американских отношениях назревает новый скандал. Буквально со дня на день импорт курятины в Россию из США может полностью остановиться. В принципе, ничего ужасного в этом нет: торговые войны американцев с их европейскими союзниками, к примеру, дело банальное. Отличие, однако, в том, что к постсоветской России в Вашингтоне упорно не желают относиться как к равной стороне в споре. А при той наглости, с какой ведет себя на международной арене нынешняя администрация (из самых свежих примеров достаточно упомянуть ультимативное требование к ООН предоставить американцам, участвующим в миротворческих операциях, иммунитет от преследований Международного уголовного суда), любые "антиамериканские" вольности младшего брата вызывают у Белого дома такую же реакцию, как у сержанта-"деда" – непочтительность салаги-новобранца. Американцы искренне не понимают, как это русские не вытягиваются во фрунт и осмеливаются чего-то там требовать.

Напомним, что 10 марта с.г. РФ уже вводила запрет на ввоз мяса птицы из США. Тогда многие связывали это с ограничениями, установленными Вашингтоном на импорт российской металлопродукции. Но вот нынешняя ситуация, напротив, возникла на фоне некоторых послаблений, сделанных нашим металлургам. Так что дело не в том, что Москва бьет американцев по больному месту в ответ на ущемление каких-то своих экономических интересов (что бывает в "классических" торговых войнах), а прежде всего в том, что высокомерные заокеанские нахалы элементарно не желают договариваться.

Американская курятина стала персоной нон грата уже во многих странах. Причина – подозрение в использовании в США при выращивании птицы антибиотиков и стимуляторов, а при обработке тушек – дезинфекторов и консервантов. Поставки этой продукции в Россию регулируются российско-американским протоколом, подписанным в марте 1996 года. Тогда же был согласован и "Ветеринарный сертификат по мясу птицы, экспортируемому в Российскую Федерацию", содержащий ветеринарно-санитарные требования отечественной госветслужбы. Таким сертификатом, подписанным госветслужбой США (гарантирующей выполнение указанных требований), сопровождается каждая партия мяса птицы, отгружаемая в РФ. Кроме того, ежегодно представители ветеринарных служб обеих стран проводят совместные инспекции предприятий американского птицепрома.

Но время идет – требования меняются. А тут еще новая волна подозрений по поводу того, чем же все-таки пичкают американские птицеводы своих питомцев. Так вот, последний запрет на ввоз в Россию "ножек Буша" был введен, когда наш Минсельхоз просто не дождался ответа на запрос об используемых при выращивании птицы и обработке тушек антибиотиков, консервантов и других препаратов. Потребовалось прекратить импорт, чтобы американцы начали чесаться.

В результате последовавших переговоров запрет 15 апреля был снят, однако поставки возобновились по т.н. переходному сертификату. Россия приняла решение о необходимости подписания нового совместного протокола о поставках мяса птицы и введения нового ветеринарного сертификата. Образец нового сертификата официально был передан американцам 30 апреля – он учитывает все изменения в нормативно-правовой базе РФ, произошедшие за шесть лет действия прежнего документа. По условиям протокола 1996 года американская сторона должна была выполнить требования ветслужбы РФ в течение двух месяцев, то есть до 1 июля, после чего поставки следовало осуществлять уже по новому ветсертификату.

Именно так: американцы должны были выполнить российские требования. И точка. Переговоры могли вестись только по поводу нового протокола. Тем не менее, предметом таких переговоров, первый раунд которых прошел в начале июня в Вашингтоне, стал не только протокол, но и согласование нового ветсертификата. И притом никто иной как вице-премьер и глава Минсельхоза РФ Алексей Гордеев заявлял и заявляет, что компромиссов с российской стороны здесь быть не может: "У нас есть законодательство, принятые санитарные нормы и правила... Это же обычная мировая практика, когда страна-экспортер поставляет продукцию в другую страну, работая по правилам страны-импортера". Но "обычная мировая практика" не распространяется, видать, на единственную сверхдержаву. Не мудрствуя лукаво американцы стали настаивать на том, что уж у них-то в стране с ветеринарно-санитарными требованиями все ОК и вполне достаточно того, чтобы поставляемое в Россию мясо птицы отвечало внутренним нормам США. Если здесь и есть некоторое упрощение американской позиции, то ей-богу не очень существенное. Не удивительно, что переговоры зашли в тупик.

Их новый раунд прошел с 26 июня по 3 июля в Москве. Заключительные три дня в переговорах участвовал и специально прилетевший в российскую столицу первый замминистра сельского хозяйства США Дж.Б. Пенн. Последний сообщил 3 июля на брифинге, что "количество разногласий на переговорах значительно уменьшилось, круг обсуждаемых вопросов сузился", что осталось лишь "несколько несогласованных вопросов", что участники переговоров "очень близко" подошли к окончанию обсуждения, что "новый ветеринарный сертификат может быть подписан в ближайшем будущем, и стороны перейдут к нормальной торговле".

В то же время его российские коллеги высказывались гораздо менее оптимистично. Так, первый замминистра сельского хозяйства РФ Сергей Данкверт хотя и признал наличие определенного прогресса на переговорах (в т.ч. в связи с уступками России, давшей, например, согласие на регистрацию одного антибиотика, используемого в США), тем не менее, подчеркнул, что ряд важных вопросов остается нерешенным. По всем этим вопросам американская делегация в ближайшее время проведет консультации у себя дома. Видимо, несмотря на свой показной оптимизм, быстро договориться с русскими мистер Пенн все же не надеется. Иначе американская делегация не стала бы настаивать на переносе срока ввода в действие нового ветсертификата на 1 октября. Однако, по словам Данкверта, "Россия не видит оснований для отсрочки введения нового ветеринарного сертификата на поставки мяса птицы из США". Ранее об этом говорил и министр Гордеев. Уточним только, что речь идет о новой отсрочке.

Ведь на самом-то деле уже с 1 июля, когда истек двухмесячный срок со дня представления новых российских требований, Россия, как мы отмечали, имела полное право отказаться принимать у себя "ножки Буша" без соответствующей "сопроводиловки". Однако Москва отложила "кару" до 1 августа. Еще перед началом московского раунда переговоров Гордеев обозначил российскую позицию: "С 1 августа Россия будет принимать мясо птицы из США только по новому сертификату. Если процедура согласования затянется, то с этой даты российская сторона намерена принимать груз по тому образцу нового сертификата, который ранее был представлен американской стороне". Данная позиция была подтверждена в заявлении департамента ветеринарии Минсельхоза РФ, распространенном 4 июля. В заявлении также говорится, что "американская сторона затягивает процесс согласования ветсертификата и 3 июля в очередной раз отказалась зафиксировать результаты переговоров"; "учитывая создавшуюся ситуацию, можно предположить, что суда с грузом мяса птицы из США, которые прибудут в российские порты после 31 июля 2002 года, не смогут иметь на борту ветеринарный сертификат нового образца" и, следовательно, не будут допущены к разгрузке. Принимая во внимание продолжительность пути через Атлантику, это означает, что уже в десятых числах июля экспорт в Россию американской курятины может остановиться. Фактически Москва заговорила с нареченным старшим братом в ультимативном тоне. Вашингтону остается либо принять российские требования, либо найти какие-то действенные аргументы из другой области.

По большому счету, американцы сами виноваты – незачем было тянуть и пытаться "закатать" вопрос, да еще с таким апломбом. Но откуда у Москвы вдруг прорезались в голосе железные нотки? Кстати, даже если проблема ввода в действие нового ветсертификата благополучно разрешится, судьба американских куриных окорочков на российском рынке все равно может оказаться под вопросом. 1 июля на заседании правительственной Комиссии по защитным мерам во внешней торговле было принято решение начать предварительное расследование о нанесении существенного ущерба российским производителям мяса птицы в связи с возросшим объемом импорта, а на период такого расследования решено ввести на указанную продукцию специальную защитную пошлину (в дополнение к ныне действующей, которая составляет 25% от таможенной стоимости, но не менее 0,2 евро за 1 кг). Насчет размера защитной пошлины Комиссия пока не пришла к единому мнению и вернется к рассмотрению данного вопроса через месяц.

Надо сказать, что российские птицеводческие предприятия давно лоббируют в родном правительстве меры по ограничению импорта мяса птицы. В прошлом году импорт составил 1,2 млн. тонн при внутреннем производстве 580 тыс. тонн. Свыше 1 млн. тонн импортной продукции на сумму в $600 млн. поступило из Соединенных Штатов. Именно это обстоятельство заставляет предполагать, что инициатива помянутой Комиссии (а равно грозное заявление российского Минсельхоза) не есть исключительно результат давления "снизу".

То или иное ограничение ввоза американской курятины чревато серьезным кризисом в двусторонних отношениях: на российский рынок приходится 40-50% экспорта этой продукции, производимой аж в 38 штатах. А ведь достаточно скоро в Америке выборы, и администрация Дж. Буша будет чувствовать себя очень неуютно. Трудно поверить, что на серьезный риск обострения отношений с Вашингтоном и, добавим, риск внутренней социальной напряженности (ведь основной потребитель этой продукции – малообеспеченные слои населения) Москва идет исключительно в заботе о несчастном отечественном производителе. Тогда, спрашивается, зачем? Чтобы преодолеть комплекс неполноценности? Может быть и так, но это уже тема другой статьи...

Выбор читателей