Мясная лавка ледникового периода

Английские археологи открыли хорошо сохранившуюся "кладовую" первобытного человека. Неандертальцы организовали "мясную лавку", в которой каждый мог отрезать себе по куску мяса

Мамонты – едва ли не самые привлекательные доисторические существа. Причем не только для обывателей, но и для ученых. Пожалуй, одна из основных причин жгучего интереса исследователей заключается в том, что мамонты обитали рядом с человеком в ледниковый период, останки животных могут многое рассказать о быте неандертальцев, исчезнувших 30 тыс. лет назад.

Археологи из Норфолка обнаружили хорошо сохранившуюся "мясную лавку" времен ледникового периода. Туда приносили убитых во время охоты гигантов. Добытчики отрезали от них себе лучшие куски. Всего в "кладовой" сохранились останки туш трех, возможно четырех, мамонтов, мохнатых носорогов и по меньшей мере одного северного оленя. Возраст "хранилища" - 40-60 тыс. лет назад.

В Норфолке первобытные люди оставили явные следы своего пребывания: восемь каменных топоров, найденных рядом с водоемами, где древние люди и млекопитающие утоляли жажду. В ходе раскопок ученые извлекли из земли 129 обломков каменных орудий вместе с останками моллюсков, насекомых и фрагментами растений, а также целой коллекцией костей, зубов и бивней. Собственно, каменные орудия неандертальцев находили и раньше, но они были повреждены эрозией. Новые находки оказались неповрежденными, так что, может быть, удастся установить точную дату их изготовления.

Исследователи придают большое значение этим раскопкам. "Очень редко удается обнаружить какие бы то ни было находки, связанные с неандертальцами, и еще реже, когда они соседствуют с останками мамонтов", - заявил Дэвид Миллз, главный археолог компании English Heritage, профинансировавшей раскопки. "Возможно, нам удалось отыскать место, где древние люди хранили добычу. Также найдено место охоты неандертальцев, которое может нам многое рассказать об их образе жизни".

Впрочем, останки мамонтов могут поведать не только о бытии охотников. Так, например, анализ сохранившихся окаменелых туш позволит понять, как убивали древних гигантов. Кроме того, можно будет представить себе среду обитания мамонтов. Сейчас в научной среде бытует мнение, что природные условия на территории Великобритании походили на нынешний северо-канадский климат. Однако, отметил Миллз, там водились животные, которых мы привыкли считать африканскими, например, львы.

Пока о мамонтах известно, что вся эволюция их рода шла по пути приспособления к условиям все более холодного климата и питанию жесткими травами. В результате фауна ледникового периода получила типичного обитателя тундры - гигантского шерстистого мамонта. Целый ряд хорошо сохранившихся туш был обнаружен в вечной мерзлоте Сибири еще в начале прошлого века, что позволило ученым изучить не только скелеты, но и мясо и шкуры животных. По содержимому желудка было установлено, что мамонты питались побегами хвойных деревьев и молодой листвой берез, верб и ольхи, а также ростками кустарников.

После обнаружения норфолкской находки последние археологические данные позволят сделать заключение о способах охоты неандертальцев, а также подтвердить сведения о жизни и питании волосатых гигантов ледникового периода.