Метро становится значительно дороже

Говорить о сроках и величине повышения службы метро не решаются, сваливая все на "Мосэнерго"

Стоимость проезда в московском метрополитене будет увеличиваться. По словам начальника столичной подземки Дмитрия Гаева, перспектива такого развития событий напрямую связана с ожидаемым повышением тарифов на электрическую энергию. Он заявил, что "действующие тарифы себя уже изжили".

Судя по тому, что сообщил сегодня "Yтру" Константин Черкасский, пресс-секретарь руководителя московского метрополитена, сомневаться в грядущем повышении цен не приходится. Однако действия подземных служб целиком и полностью обусловлены решениями, принимаемыми энергетиками. "Мы очень энергоемкое производство, поэтому как только подорожает электричество, так и проиндексируются тарифы на проезд в метро".

Пока предсказать, насколько поднимутся цены и когда это произойдет, нельзя. Можно только полагаться на заложенные в бюджет 2002 года прогнозы, согласно которым стоимость проезда в подземке вырастет до 7 рублей. Сроки повышения тарифов определяются как 3-4 квартал этого года. Заметим, что роста цен на метро в столице не наблюдалось уже два года, так что при текущей инфляции тарифы устарели. А вот покрытие убытков метрополитена ведется постоянно. На заседании бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы было отмечено, что сумма дотаций рассчитана исходя из увеличения стоимости проезда на общественном наземном транспорте Москвы и метрополитене на 2 руб.

Если судить по словам представителей руководства метро, в грядущем скачке цен виноваты исключительно энергетики. Еще в сентябре 2001 года ОАО "Мосэнерго" обратилось в РЭК Москвы с просьбой о пересмотре тарифов на электроэнергию с 1 октября 2001 года. Тогда комиссия, рассмотрев указанные акционерным обществом причины повышения тарифов, а также произведя анализ финансового состояния ОАО "Мосэнерго", отклонила указанную просьбу. Прошлой осенью для отдельных организаций, в число которых вошел Московский метрополитен, РЭК установила пониженный тариф на электроэнергию. В связи с этим при ныне действующей стоимости проезда необходимости увеличивать сборы с горожан, в общем-то, нет.

Но статус-кво долго оставаться неизменным не может, и энергетики хотят получить свое. К тому же, на соотношении доходов и расходов подземки сказывается имеющаяся инфляция. Поэтому скачок цен на электроэнергию и следующий за ним скачок стоимости проезда в метрополитене неизбежен.

История изменения тарифных ставок в метро сама по себе заслуживает внимания. Когда метро только построили, в 1935 году, одна поездка стоила 50 коп., а к октябрю 1935 года сократилась до 30 коп. С мая 1942 года оплата вновь возросла до 40 копеек, а в 1948 году увеличилась еще на 10 коп. 30 лет, с 1961 по 1991 год стоимость проезда в метро равнялась 5 копейкам. В апреле 1991 года она увеличилась до 15 копеек. Положение начало резко изменяться только в 1992 году. Проезд в метро подорожал и составил к декабрю 3 рубля. К концу 1993 года проезд в метро обходился москвичу в 30 рублей. В 1994 году оплату проезда повышали 5 раз и довели до 400 руб. к декабрю. В 1995 году произошло 4 подорожания, а поездка в метро стоила уже 1500 рублей. 1997 год: плату за проезд подняли до 2000 рублей. После деноминации и в связи с кризисом августа 1998 года оплата поездки в метро выросла до 3 рублей. С января 1999 года за поездку платили уже 4 рубля, а с июля 2000 года – 5 рублей.


Выбор читателей