Голливудский десант на Солярис

Наследники Андрея Тарковского могут подать в суд на американцев, в случае, если "XX век – Fox" не начнет переговоры по поводу приобретения прав на "Солярис" или на использование сценария

Похоже, новый фильм Барри Зонненфельда "Люди в черном 2" был снят исключительно по инициативе одной славной монструозной компании, выпускающей лучший в мире шампунь от перхоти. Иначе просто не объяснишь то упорство, с которым Голливуд продолжает клонировать столь убогую фантастику в то время, как последние кинематографические события свидетельствуют, что жанр лихого космического блокбастера постепенно исчерпывает себя.

Вот, в частности, Стивен Содерберг (режиссер оскароносного "Траффика" и "Одиннадцати друзей Оушена") взялся за ремейк "Соляриса" Андрея Тарковского... Эта тема последние несколько месяцев в отечественном кинематографическом мире обсуждается так часто, что уже сейчас, без малого за полгода до премьеры картины, необходимо пояснить, чем, собственно, американский "Солярис" будет интересен именно российскому зрителю.

Если, скажем, Содерберг решил бы просто заново экранизировать одноименный роман Станислава Лема, подобный проект не сильно заинтересовал бы отечественных кинокритиков. Фильм скорее всего получил бы в российской прессе довольно прохладные рецензии, в которых его непременно бы сравнивали с отечественным "Солярисом". Но ситуация с этими двумя лентами усложнилась, когда вдруг выяснилось, что Содерберга интересует не столько роман Лема, сколько сценарий, написанный на его основе Тарковским в соавторстве с Горенштейном в далеком 1972 году. Сам Содерберг заявил, что собирается адаптировать для собственного фильма именно сценарий российской картины, поскольку его занимает прежде всего концептуальная сторона этой научно-фантастической эпопеи. А концепции, сами понимаете, у Тарковского едва ли не больше, чем у Лема.

У Содерберга и его продюсеров, однако, могут возникнуть серьезные проблемы с авторскими правами. Наследники Андрея Тарковского, в частности, могут подать в суд на американцев, в случае, если "XX век – Fox" вовремя не начнет переговоры по поводу приобретения прав или на ремейк "Соляриса", или на использование сценария Тарковского и Горенштейна. Содерберг и его директор Джеймс Кэмерон, однако, до сих пор молчат и даже не реагируют на посланное в их офис письмо сына Андрея Тарковского с просьбой разъяснить все юридические вопросы. При этом свой фильм Содерберг планирует выпустить в прокат в декабре текущего года. Это говорит о том, что съемочный процесс находится уже на заключительной стадии, и режиссеру следовало бы поторопиться с ответом, не то шустрые российские правообладатели подсуетятся, да не дай бог испортят премьеру...

А премьера голливудской версии "Соляриса" и в самом деле обещает стать значительным кинособытием 2002 года. Особенно в том случае, если основой для нового фильма действительно послужил сценарий Андрея Тарковского. И вот почему. Хорошо известно отношение великого режиссера к зрелищной стороне кино. Скудные декорации его "Соляриса" – это не минимализм семидесятых, как можно было бы предположить, и не нищета отечественной киноиндустрии того времени. Это прежде всего идея мастера, который как свое собственное, так и зрительское внимание направил на основное действие картины – человеческую драму. Тот факт, что события романа Лема происходят в космосе, практически никакой эстетической ценности у Тарковского не имеет. Содерберг же, напротив, решил продолжить традицию Кубрика и создать с помощью современных компьютерных технологий для нового "Соляриса" массу оригинальных спецэффектов, над которыми сейчас работает дизайнерская студия Cinesite. Разумеется, такой подход прежде всего обеспечит Содербергу кассу по всему миру – на "осовремененную" версию зрители пойдут "по старой памяти", как идут сегодня на упомянутых выше "Людей в черном 2". С другой стороны, это наверняка остудит интерес к фильму у российской аудитории, закрепившей за специфическими изобразительными средствами Тарковского эталонный статус. Но торопиться с прогнозами не стоит. Вполне возможно, голливудский фильм вообще не будет иметь ничего общего с российской лентой, хотя бы потому, что Содерберг – талантливый самодостаточный режиссер и как художник имеет право на свою собственную интерпретацию "Соляриса" Тарковского. В конце концов, речь ведь идет о сценарии, а не о фильме....

Есть, правда, один важный пункт, по которому заморскому "Солярису" все-таки не удастся избежать сравнений с русской картиной, – актерский состав. Можно даже подумать, что Содерберг подбирал своих актеров именно по принципу максимального внешнего сходства с исполнителями главных ролей фильма Тарковского. Так, на роль Хари (у Тарковского ее играла Наталья Бондарчук) американский режиссер пригласил Наташу Макэлоун, а на роль Криса Келвина (Донатос Банионис) – Джорджа Клуни. Едва ли здесь можно говорить о совпадении, скорее это – прямые и сознательные ассоциации Содерберга с образами из русской картины.

В любом случае, ремейк "Соляриса" – проект интересный, и не только для России. Возможно, с легкой руки Содерберга Голливуд наконец начнет снимать в фантастическом жанре нечто более продвинутое, чем "Люди в черном" и "Люди в черном 2"...

Выбор читателей