Масхадов всё ждет парада в Грозном

Сообщения из Чечни в последние дни ограничиваются двумя "горячими точками". В Грозном и Ведено продолжаются нападения на военные колонны, наряды милиции и саперов, ищущих фугасы на обочинах разбитых дорог

Сообщения из Чечни в последние дни ограничиваются двумя "горячими точками", где традиционно стреляют и взрывают больше, чем во всей республике. В Грозном и Ведено продолжаются нападения на военные колонны, наряды милиции и саперов, ищущих фугасы на обочинах разбитых дорог. Грозный остается для Масхадова символом утраченной власти, амбиций и собственной значимости. Правда, как утверждают в Минобороны России, о захвате чеченской столицы боевиками речи не идет. По последним данным, Масхадов, совершивший рокировку, разжаловав "вице-президента Ичкерии" Ваху Арсанова и назначив на эту должность полевого командира Доку Умарова, поставил ему задачу захватить один из районов или пригородов Грозного. Одна из желанных целей тех, кто продолжает воевать против российских военных в Чечне, – хорошо охраняемое здание правительства в Старопромысловском районе.

О появлении в столице республики новых банд сообщили в штабе Объединенной группировки войск на Северном Кавказе. По данным военных, в Грозном появилась еще одна бандгруппа в количестве 20 человек, прибывшая из Веденского района. Об этом свидетельствуют данные радиоперехватов: в эфире звучат новые позывные "амиров", выходящих на связь из Грозного. Рост численности боевиков подтверждается и оперативными источниками. Причем боевики прибывают в Грозный как из Веденского, Ножай-Юртовского и других районов на юго-востоке республики, так и из Ачхой-Мартана.

В свою очередь, глава администрации Чечни Ахмад Кадыров заявил, что ситуация в Грозном мало чем отличается от обстановки в других городах России. Секретарь Совбеза Чечни Рудник Дудаев также опровергает сведения об обострении обстановки в городе. При этом спецоперации и рейды военных и сотрудников МВД в Грозном проводятся каждый день. В постоянной готовности находятся части внутренних войск и Минобороны. Боевики отвечают вылазками, обстреливая расположения милиции и подрывая бронетехнику. Одна из последних акций произошла на днях в нескольких сотнях метров от резиденции чеченского правительства на улице Маяковского: у здания госуниверсистета на глазах у студентов боевики расстреляли милиционера Ленинского РОВД Хасана Дудаева и скрылись с места происшествия.

Периодически возникают слухи о захвате Грозного боевиками. С февраля 2000 года, когда из столицы Чечни выбили отряды Масхадова, Гелаева и Басаева, данные о захвате города появлялись минимум десять раз, но всегда оказывались дезинформацией. Впрочем, методы действий военных при крупномасштабном нападении уже отрепетированы до мелочей. Как и два года назад, в случае обострения обстановки войска будут действовать штурмовыми колоннами, разблокируя правительственные и военные объекты. По словам одного из источников "Yтра" в штабе ОГВ, выход в Грозный любой крупной банды во главе с Масхадовым или другим полевым командиром возможен, но означает кровопролитные бои, большие потери и фактический разгром. Ни Масхадов, ни Басаева, ни Умаров не в состоянии развязать в столице Чечни бои, аналогичные тем, что происходили в 1996 году. Полевые командиры не смогут действовать на равнине, вдали от горных баз и лагерей. Сегодня гарантом стабильности в Грозном является не только создающаяся чеченская милиция, но и армейские части и подразделения, а также спецслужбы. Вот как оценивает роль российских военных в Чечне и слухи о возможном выводе войск командир чеченского ОМОНа Муса Газимагомадов: "Если войска уйдут отсюда, то чеченский народ погибнет. И тот человек, который агитирует за вывод войск, желает этой смерти. Потому что еще одной войны люди не выдержат. Хорошо, выведут войска, зайдут сюда арабы, турки, наемники, преступники, изгои…".

Еще месяц назад Масхадов пытался организовать несколько акций по захвату населенных пунктов и "проведению парадов". Так, боевики Доку Умарова, репетируя действия в Грозном, напали на райцентр Шатой и попытались взять здание райотдела милиции, но бежали, потеряв убитых и раненых. Аналогичная акция была предпринята в Урус-Мартане. Для более частых "парадов" Масхадову не хватает людей, и с конца июня полевые командиры ожидают прибытия подкрепления в лице боевиков Руслана Гелаева, осевших в Грузии. Общая численность этих формирований оценивается российскими военными в 1000 штыков. Военные исключают прорыв границы с Грузией крупными отрядами; боевики мелкими группами по 3-5 человек перебираются в Чечню из Ингушетии и Дагестана. Зачастую во время таких рейдов оружие перевозится отдельно и складируется на базах в горах. Сами боевики имеют российские паспорта. Например, в Грозном подавляющее число экстремистов легализуется, используя связи в правоохранительных структурах и местной администрации.

На фоне заявлений о некоторой стабилизации обстановки в Чечне отмечается подготовка боевиков к крупным вылазкам. Дестабилизирующий фактор по-прежнему находится вне пределов России – в Грузии остаются отряды Гелаева, Межидова и других полевых командиров. В лучшем случае Тбилиси попытается "выдавить" эти формирования на территорию России. По данным разведки, организатор взрыва в Каспийске 9 мая этого года полевой командир Раппани Халилов имеет возможность переходить границу с Грузией, посещая базы в Панкисском ущелье. Халилов руководит переброской групп Гелаева в Чечню по "дагестанскому" маршруту.

Выбор читателей