Предшественники Мавроди спасают экономику

История США знает немало случаев мошенничества. Каждый раз такие скандалы помогали закрыть очередную "дыру" в действующих правилах. Президент США намерен закрыть очередную, приведя бизнесменов к присяге

Корпоративные скандалы в США в последнее время поставили под сомнение представление о сверхдержаве, стабильной, как земная твердь, и ее валюте, на которую до сих пор полагается весь мир. И сколько бы мы ни иронизировали по поводу "а у вас тоже бывают кризисы", ирония по отношению к американцам может пробиваться только сквозь слезы: мировая экономика, и российская в том числе, слишком завязана на Америку. Как известно, обвал на фондовых биржах в США повлек за собой недоверие инвесторов к ценным бумагам не только в Европе, но и в большинстве других стран. Альтернативы "американским ценностям", к сожалению, в нашем мире практически не существует, и потому затянувшаяся нестабильность на североамериканском континенте вызывает вполне объяснимую тревогу.

Впрочем, многие специалисты финансовой сферы полагают, что излишне беспокоиться не стоит. Сообщения об "американском кризисе", по их мнению, не имеют под собой основательной почвы; все, о чем можно говорить, - это о ряде выявленных мошенничеств с бухгалтерской отчетностью. Между тем, подобные скандалы – не такое уж редкое явление в мире большого бизнеса. Анализ подобных происшествий идет только на пользу государству, поскольку помогает навести порядок среди нечистых на руку финансистов. А также залатать "дырки" в действующих правилах, с тем чтобы предупредить мошенничества в дальнейшем. Так что, с этой точки зрения, происходящее сейчас в американской экономике, в некотором роде способствует ее оздоровлению, обеспечивают большую честность и прозрачность бизнеса.

Между прочим, бизнес-история США знает несколько подобных примеров. Так, в 1920-е гг. бостонский делец Чарльз Понци создал жульническую схему, позже получившую название "схемы Понци". С некоторыми вариациями она была многократно повторена в бывшем СССР в начале 1990-х годов. Понци предлагал покупателям своих купонов выплаты в размере 500% от вклада в течение 45-ти дней. Старые вкладчики получали деньги за счет взносов новых. Думаю, читатели уже узнали в описываемой истории "золотые горы", обещанные финансовыми пирамидами недавнего прошлого России. Разумеется, в Америке начала века крах такого предприятия был так же неизбежен, как и в 90-е годы в нашей стране.

Понци был отправлен в тюрьму, после чего американские чиновники внесли изменения в законодательство, призванные предотвратить строительство новых "пирамид". До поры до времени это помогало, однако в 1970 году "схему Понци" повторил Берни Корнфелд, основатель Investors Oversease Services. Через некоторое время после начала работы Корнфельд объявил о временном прекращении выплат дивидендов. Швейцарская полиция арестовала его, предъявив обвинение в мошенничестве. На суде выяснилось, что он присвоил $2,5 млрд. В 1995 году Корнфелд скончался в тюрьме. Однако "дело Понци" привело к тому, что общественные организации, контролирующие деятельность фондового рынка, крайне пристально изучают биографии учредителей и менеджеров компаний, чьи ценные бумаги выпускаются в свободную продажу.

Изменения в американской системе проверки состоятельности кредитуемых компаний появились после еще одного случая крупного мошенничества, когда бизнесмен Энтони Де Анджелис получил от банков и инвестиционных компаний кредиты на $175 млн. В качестве залога он предъявлял кредиторам огромные цистерны, наполненные растительным маслом. Однако на деле никакого масла там не было, а была вода, покрытая масляной пленкой. После того, как жульничество в 1968 году вскрылось, обанкротились две финансовые компании, вложившие средства в акции Де Анджелиса. Другой бизнесмен, Билли Эстес, подделывая бумаги, получал банковские кредиты под залог несуществующих сельскохозяйственных орудий. Два этих скандала заставили американских финансистов кардинально пересмотреть свои принципы проверки.

Действовавший в 60-70-е годы инвестиционный фонд Equity Funding использовал следующую схему работы с клиентами: фонд совмещал черты инвестиционной и страховой компании. Акционеры получали дивиденды в виде страховых премий, а Equity Funding продавал страховые полисы перестраховочным компаниям. Это был прибыльный механизм, но менеджеры Equity Funding пошли еще дальше. Они заполняли фиктивные страховые полисы и также продавали их перестраховщикам. Полученные средства шли в карман инициативным менеджерам. После того, как афера вскрылась, клиенты Equity Funding потеряли $300 млн, а несколько десятков сотрудников фонда отправились в тюрьму. В те же годы вскрылась еще одна, но значительно более простая афера. Роберт Веско, президент инвестиционного фонда IOS, перевел миллионы не принадлежащих ему долларов на фиктивные счета в Коста-Рике. Скандалы с инвестиционными фондами заставили США ужесточить правила их работы, ввести обязательные независимые аудиторские проверки, а также несколько изменить правила работы страховых компаний.

Таким образом, можно предположить, что сами по себе корпоративные скандалы в Америке не так страшны, как их "малюют". Нынешние манипуляции с финансовой отчетностью в американских корпорациях привели к тому, что президент Джордж Буш сегодня потребовал у представителей крупного бизнеса поклясться в их честности. Руководители 945 самых влиятельных компаний и корпораций должны лично присягнуть государству в том, что финансовые данные, переданные их предприятиями, являются "полными и точными". Так что отныне крайнего искать не придется - за фальсификацию данных бухгалтерской отчетности личную юридическую ответственность теперь будут нести вполне конкретные лица, возглавляющие компании. Правительство США предполагает, что так топ-менеджеры крупного бизнеса получат стимул проследить за действиями своих финансовых специалистов.

Как сообщают американские источники, в список правительства включены все американские компании, чей годовой доход превышает $1,2 млрд. В соответствии с требованием комиссии по ценным бумагам, от каждой их этих компаний должны поступить два письменных заявления, подписанных высшим руководителем (председателем правления или совета директоров), а также главным финансистом компании. Письменные заявления должны быть представлены вместе с последним годовым отчетом компании, который в соответствии с существующей практикой сдается компаниями в комиссию, входящую в структуру правительства США.

История американского бизнеса получила в свою копилку очередной пример мошенничества . А правила взаимодействия государства с крупными корпорациями взамен пополнились новыми бюрократическими тонкостями, которые, как надеются в администрации президента США, помогут избежать продолжения цепочки финансовых скандалов.

Выбор читателей