Россиянам впаривают золотое фуфло

Преступный мир подмял под себя золотую отрасль России. Предприниматели умудряются "наварить" на продаже контрабандного серебра до 200 процентов прибыли, на продаже золота – до 300

Благообразный батюшка с окладистой бородой чинно восседал за компьютером в одном из московских офисов. Посетители опешили. Может, не туда попали? Но их успокоили: они получат все, что им нужно. Фирма, расположенная в здании на Бауманской, торговала серебряными украшениями. Купили немного. Уложились в три тысячи долларов – ту сумму, которую им, оперативникам УБЭП ЦАО Москвы, выделили на контрольную закупку. Впрочем, этого было достаточно для того, чтобы в тот же день прокуратура возбудила уголовное дело по статье 181 УК РФ, по факту нарушения правил изготовления и использования государственных пробирных клейм.

Изделия из серебра, в основном церковные крестики, предприниматели ввозили из-за границы контрабандным путем. А затем ставили на них поддельные клейма Пробирной палаты. Товар шел нарасхват. Небольшими партиями он развозился по регионам России и продавался через сеть ювелирных магазинов и церковных лавочек. На момент задержания у руководителей ООО "Церковное предприятие "Новый Ковчег" и ООО "Стандарт-925" было изъято более 450 килограммов изделий из серебра с поддельными пробирными клеймами.

Не так давно сотрудники ГУБЭП МВД России пресекли деятельность еще одного цеха по клеймению, на сей раз золотых украшений. В ходе оперативной разработки на вокзале были задержаны двое курьеров, встречающих двухкилограммовую партию золотых ювелирных изделий из Турции, ввезенных нелегально. Контрабандные изделия распродавались в столице через сеть ювелирных магазинов, принадлежащих одному золототорговцу, фамилия которого в интересах следствия не называется. Турецкая контрабанда выставлялась на прилавок во вполне пристойном виде – на ней стояли клейма Пробирной палаты России. Их безо всякой экспертизы штамповал у себя на квартире родной брат владельца магазинов. Дешево и сердито. Для "работы" ему было всего-то и нужно, что небольшой специализированный станочек, восемь штук поддельных клейм и собственно ювелирные изделия. Судя по всему, бизнес был поставлен широко и действовал отлаженно, опираясь на контрабанду. Было возбуждено уголовное дело по ст.181 УК РФ. Однако по сей день, несмотря на то, что идет следствие, ювелирные магазины этих предпринимателей продолжают работать. Мало того, была открыта еще одна торговая точка.

С недавнего времени ювелирные магазины стали проверяться госинспекциями пробирного надзора. В период с 1997 по 2001 год контролеры ГИПН выявили более тысячи торговых объектов, где продавались ювелирные изделия с оттисками фальшивых пробирных клейм. Общий вес этих изделий потянул на 86 кг. Изделий, на которых клейма вообще отсутствовали, оказалось значительно больше – 600 кг. А торговых точек, грешащих продажей не прошедших государственную экспертизу изделий, выявили более 1600. За четыре года контролирующие органы привлекли к административной ответственности 3328 должностных лиц, повинных в грубых нарушениях торговли изделиями из драгметаллов. Они понесли "суровое" наказание: их оштрафовали на сумму 311.939 рублей. То есть каждый выложил из своего кармана ни много ни мало... 93 рубля! И ушел, как говорится, с миром.

Из досье "Yтра":
Любят наши туристы покупать поразительно дешевое золото в Турции, Арабских Эмиратах, Египте и ряде других стран. Но по приезде домой часто обнаруживается, что "золотое" украшение – это искусно изготовленная бижутерия с небольшим слоем золотого напыления. Внутри же может оказаться что угодно – от обычного железа до меди.

Те, кто обжегся на этом, предпочитают приобретать золото в отечественных ювелирных магазинах. Тем более что многие из них предлагают на свой товар огромные скидки – 30-50%. Однако большинство ювелирных изделий, продающихся в Москве, привезены из той же Турции незаконным путем. По оценкам независимых экспертов, доля контрабандных украшений на российском ювелирном рынке составляет сегодня половину от всего продаваемого объема.

Все изделия из драгметаллов, изготовленные за рубежом, должны проходить апробирование в Государственной пробирной палате. Но на практике исследовать каждое изделие на предмет его подлинности невозможно физически. Обычно проверяются несколько изделий из партии либо их части. Например – замки к цепочке. Но весь фокус состоит именно в том, что эти самые замки могут быть из настоящего золота или серебра, а сама цепочка, либо часть ее звеньев – подделка. Тем не менее, такая подделка неотличима на первый взгляд. Импортная цепочка с замком, на котором проставлена российская проба, может лежать на витрине престижного ювелирного магазина, причем продавец может не догадываться, что торгует фальшивкой. Кроме того, экспертиза изделия из драгметалла аппаратурой, имеющейся сегодня в распоряжении Государственной пробирной палаты, далеко не всегда может дать стопроцентно точный ответ в отношении подлинности изделия. Технология этой экспертизы предполагает исследование только поверхности представленной вещи, для чего с нее соскабливается тонкий слой. Чтобы дать точный ответ относительно однородности металла, необходимо увидеть его на слом. Естественно, мало кто даст добровольное согласие на порчу украшения ради установления истины.

Издержки частной собственности

В УК есть статья, предусматривающая уголовную ответственность за незаконное использование или подделку государственных пробирных клейм. Вся золотодобывающая промышленность, аффинажные предприятия, занимающиеся переработкой золота и других драгметаллов, изготовление ювелирных изделий из них, а также их продажа раньше контролировались государством. Сегодня картина кардинально изменилась.

Реформа золотодобывающего комплекса привела к созданию большого количества новых субъектов хозяйствования на базе акционерного и частного капитала. В государственной собственности осталось всего 12 золотодобывающих предприятий, на долю которых приходится 1 (!) процент добываемого в стране золота, 10 аффинажных и обрабатывающих заводов, 7 геологоразведочных организаций и 4 организации общеотраслевого значения, включая институты "Гиналмаззолото" (Москва) и "Сибгипзолото" (Новосибирск). Основную добычу и производство золота в России сегодня осуществляют более 800 предприятий различных форм собственности: горно-обогатительные комбинаты, рудники, прииски, аффинажные заводы и т.д. Ювелирная промышленность насчитывает более 2,5 тысяч производителей. Из них 1,8 тысяч – индивидуальные предприниматели, более 700 – юридические лица, из которых только 20 – крупные промышленные производители, оставшиеся от централизованной ювелирной сети. На потребительском рынке России работают свыше 20 тысяч коммерческих структур, в том числе более 16,5 тысяч торговых предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оптовую, розничную и комиссионную продажу ювелирных изделий

Капитализм сформировал "золотой" рынок, за ненадобностью был упразднен Государственный комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням (Госкомдрагмет), определявший единую политику в этой сфере. Его функции были переданы нескольким министерствам и ведомствам: Гохрану, Центробанку и Министерству экономического развития и торговли России. Такая раздробленность, как считают специалисты, привела к резкому снижению государственного влияния на деятельность частных предприятий, работающих в сфере золотопромышленности. Это, в свою очередь, позволило криминальным структурам вывести отрасль из-под контроля государства. Свидетельством тому является увеличивающееся с каждым годом количество преступлений, связанных с незаконным оборотом драгметаллов. Ежегодный теневой оборот золота, как считают эксперты, достигает 5-10 тонн. Контрабандные изделия из Турции, Италии, стран Ближнего Востока сбываются через ювелирные торговые точки, вытесняя отечественную продукцию. Предприниматели умудряются "наварить" на продаже контрабандного серебра до 200 процентов прибыли, на продаже золота – до 300.

Золотая мафия всесильна

Большая часть контрабандных украшений изготавливается за границей, чаще всего в Турции и Китае, из нелегально добытого или ворованного, а затем нелегально вывезенного российского же золота. Поэтому поставки в Россию готовых ювелирных изделий как правило являются звеном одной цепи и контролируются теми же теневиками, которые организуют нелегальную скупку и вывоз золота на переработку.

Россия располагает крупнейшей минерально-сырьевой базой золота, по запасам которого занимает третье место в мире. Добыча драгоценных металлов – золота, серебра, металлов платиновой группы – осуществляется на территории 29 республик, краев и областей. Основная база россыпного золота сосредоточена в Республике Саха, на Чукотке, в Магаданской, Иркутской и Амурской областях. Рудного золота – в районах Сибири и Дальнего Востока, комплексных руд – в Республике Башкортостан, Таймырском автономном округе и Оренбургской области.

Криминалитет заметно активизировался на золотом рынке России. По данным правоохранительных органов, в некоторых краях и областях золотодобывающих регионов сложились даже устойчивые группы из числа граждан Северного Кавказа, для которых добыча, переправка и сбыт драгоценного металла является основным промыслом. Только в Магаданской области сегодня стоит на учете в базе данных свыше 1500 граждан, подозреваемых в причастности к незаконному обороту драгметаллов. В Амурской области территория основных золотодобывающих районов поделена на сферы влияния между тейпами ингушей.

Криминогенная ситуация резко обостряется в период промывочного сезона. В это время увеличивается число так называемых "стихийных" бригад старателей, прибывающих на заработки не только из других регионов России, стран СНГ, но даже из Северной Кореи и Китая. Контролировать их миграцию зачастую очень трудно. На прииски Магаданской области, например, в надежде намыть золотишка для своего безбедного существования подтягиваются безработные граждане, лица без определенного места жительства, в том числе и бывшие зэки. Приезжают пенсионеры, домохозяйки и студенты. Среди искателей сокровищ есть истинные фанатики, которых ежегодно, в период с мая по октябрь, охватывает неудержимая золотая лихорадка. Они увольняются с работы, бросают все и мчатся попытать счастья на приисках. Все эти граждане свое участие в добыче золота никоим образом не оформляют. Какие-либо нормативные правовые акты, регламентирующие участие физических лиц в операциях, совершаемых с золотом, сегодня отсутствуют. Частные старатели совершенно бесконтрольно продают незаконно добытое ими золото представителям криминальных группировок. Впрочем, тем же самым занимаются и так называемые "вольноприносители", лица, которые на основании оформленных в местных администрациях разрешений на добычу золота заключают с недропользователями соответствующие договоры.

Пункты скупки самородного или шлихового золота как правило маскируются под авторемонтные и шиномонтажные мастерские или маленькие магазины, расположенные обычно недалеко от автомагистралей. Здесь без проблем можно обменять золото на деньги или даже на наркотики. Криминальные структуры, сидящие на "золотом" бизнесе, имеют своих скупщиков из числа местных жителей практически в каждом населенном пункте. С основной массой золотодобытчиков-индивидуалов, занимающихся промыслом круглый год, заключаются негласные договоры о поставке драгметалла.

Скованные одной цепью

Впрочем, скупка золота небольшими партиями – удел мелких преступных группировок. Более серьезные товарищи пытаются поставить дело на широкую ногу. Происходит это так. Из-за отсутствия финансов руководители золотодобывающих организаций в период промывочного сезона вынуждены продавать шлиховое золото криминальным структурам, чтобы купить топливо, запчасти для техники, инвентарь. Через эти же организации, как правило, оформляются документы на незаконно скупленное золото. Такая "дружба" зачастую заканчивается тем, что недропользователь влезает в долги перед криминальными структурами, что позволяет последним диктовать свои условия. Их представители стремятся к тому, чтобы переоформить на себя права управления золотодобывающими организациями или хотя бы посадить в руководство своих людей. Несговорчивые, отказывающиеся сотрудничать с криминалитетом, рискуют всем. Если угрозы физической расправы не действуют, прибегают к другим "аргументам". Например, у золотодобытчика могут в одночасье сгореть здания и техника.

Экспертные оценки объема золота, выводимого в теневой оборот, существенно разнятся: от 13 до 40 тонн в год. То есть от 10 до 35% от общего объема добычи. Похищенное золото отправляется теневиками с приисков по отлаженным каналам на внутренний черный рынок или за рубеж. Так, из Магаданской области золото уплывает по морю за границу либо отправляется в какой-либо из российских портов и перевозится железнодорожным и автомобильным транспортом. Часть вывозят самолетами. Часто для перевозки золота используют команды морских судов, летный состав, технические службы и должностных лиц.

Ежегодно на железных дорогах, автомагистралях, в поездах и самолетах отлавливают курьеров, изымая у них от нескольких граммов до нескольких килограммов драгметаллов. В прошлом году из незаконного обращения было изъято 157 кг золота, 597 кг серебра и 23 кг металлов платиновой группы. Возбуждено 2208 уголовных дел по фактам незаконного оборота драгметаллов.

В последнее время криминальные группировки практикуют новые схемы вывода добычи и реализации драгметаллов из-под контроля государства. Для этого недропользователь создает в каком-либо крупном городе подставную организацию, которая получает лицензию на производство и реализацию ювелирных изделий. Затем с этой организацией заключается фиктивный договор, который официально согласовывается в Гохране России. Теперь недропользователь на совершенно законных основаниях через аффинажный завод может отправить в подставную организацию любое количество золота.

* * *

К чему привело разгосударствление и реформирование алмазной промышленности, все прекрасно помнят. Чего стоит только одно нашумевшее дело "Голден АДА". Подобное сегодня происходит и в золотопромышленной сфере. Причем ситуация ухудшается с каждым годом. Введенные недавно новые правила лицензирования не предусматривают торговлю драгметаллами в числе видов деятельности, подлежащих специальному разрешению. Получается, золотом теперь можно торговать открыто на каждом перекрестке? Но ведь статью 191 УК, предусматривающую ответственность за незаконные сделки с драгметаллами, никто не отменял. По мнению специалистов, сложившийся на сегодня правовой вакуум даст резкий всплеск контрабанды и выброса на рынок "левого" золота, принадлежащего криминальным группировкам.

Выбор читателей