Ведьмы уже совсем рядом

Планируется, что представление продержится на российской сцене три года – поскольку российские "Иствикские ведьмы" будут не калькой с оригинала, а полноценным мюзиклом с собственными костюмами и декорациями

Любую экранизацию или театральную постановку произведения классической литературы неизбежно сравнивают с первоисточником. Первоисточник при этом, как правило, остается на высоте, а вот его по-новому интерпретированный сюжет почти всегда что-то утрачивает. Современные трактовки вечных легенд иногда выходят чересчур экстремальными, иногда – куцыми, а иногда и вовсе искаженными. "Иствикские ведьмы" Джона Апдайка, пожалуй, не пострадали вовсе – скорей даже наоборот.

"Иствикские ведьмы" известны главным образом благодаря фильму Джорджа Миллера, в котором главную роль – дьявола – сыграл Джек Николсон. Роман Апдайка от экранизации прежде всего тем и отличается, что дьявола как такового в нем нет. Есть автор – иствикский обыватель, – который, по мере того как тянется повествование, невольно начинает ассоциироваться у читателей с нечистой силой. В либретто английского спектакля, как и в фильме, демон Ван Хорн – полноценный персонаж и, между прочим, довольно симпатичный – этакий ловелас, покоритель женских сердец и вовсе не претендующий на мировое господство сластолюбец.

Апдайк написал роман в 1984 году, но его действие разворачивается во время войны во Вьетнаме, что, в общем, довольно ощутимо сгущает краски повествования в целом: добавляет в атмосферу всего происходящего некую тревожную и даже трагическую ноту. Иствик – маленький провинциальный город, в котором когда-то жили ведьмы. Теперь его населяют с виду совершенно ничем не примечательные люди, которые знают друг о друге всё. Ну, или почти всё, потому как есть среди них три подозрительные особы женского пола, которые то и дело балуются колдовством. И мечтают о настоящем мужчине...

Как известно, демоны стремятся завладеть душами праведников. У Апдайка дьявол вселяется в порочные души ведьм, не лишенных, правда, вполне человеческих фобий – страха перед одиночеством, смертельной болезнью, тревоги за собственных детей и т.п. – что, разумеется, грань между обыкновенной женщиной и колдуньей делает весьма условной. В фильме и мюзикле мечта ведьм осуществляется, когда в захолустном Иствике вдруг появляется неотразимый Ван Хорн.

Справедливости ради надо сказать, что текст Апдайка сам по себе удивительно некинематографичен: в ущерб сюжету автор поместил в книгу удивительно долгие пейзажные зарисовки и философские размышления, что, с одной стороны, избавило его от необходимости рисовать лишний образ, а с другой – лишило повествование динамики. Режиссеры с успехом исправили этот казус...

Итак, мюзикл. "Иствикских ведьм" два года назад поставил на лондонской сцене сэр Камерон Макинтош – продюсер одного из самых успешных музыкальных спектаклей – Cats. Как известно, на Бродвее американская версия Cats сыграла свой последний спектакль в сентябре прошлого года, после 18 лет успеха и семи с половиной тысяч представлений. Этот мюзикл, собственно, и прославил на весь мир Макинтоша как талантливого импресарио, сумевшего сделать из столь непопулярного в ту пору в Англии театрального жанра настоящее коммерческое предприятие – к примеру, он ввел в моду производство сопутствующих постановке сувениров: значков, маек, кепок, кружек, постеров с символикой спектакля, значительно ускоряющих процесс окупаемости подобных масштабных проектов. Cats Макинтоша в 1981 году стал своеобразной точкой отсчета новой истории музыкального театра Англии – истории мирового успеха вест-эндского мюзикла. Сегодня на счету Камерона Макинтоша более 30 музыкальных шоу, среди которых "Призрак оперы", "Отверженные", "Мисс Сайгон", "Мартин Герре", "Маленький магазинчик ужасов", "Песня и танец", "Моя прекрасная леди", "Оклахома" и, конечно, "Истквикские ведьмы".

Правда, "Ведьмы" не самый коммерчески удачный проект Макинтоша – на лондонской сцене мюзикл продержался чуть больше года и был закрыт в октябре 2001-го. Поговаривают также, что дела у Макинтоша последнее время вообще не ладятся: совсем недавно с треском провалился его экстравагантный спектакль "Лебединое озеро", в котором все партии танцевали мужчины, а после ликвидации Cats сэр Макинтош принялся возобновлять по всему миру постановки "Прекрасной леди", "Оклахомы" и "Иствикских ведьм"... В России, вероятно, реанимация последних – предприятие не менее выгодное, чем в Европе и США, коль скоро Макинтош лично занялся адаптацией постановки.

Планируется, что мюзикл продержится на российской сцене как минимум три года – опыт лондонского спектакля не принимается во внимание, поскольку российские "Иствикские ведьмы" будут не калькой с оригинала, а полноценным спектаклем с собственными костюмами и декорациями. Постановщики до сих пор сохраняют интригу относительно актерского состава шоу: пока еще точно не известно, кого сэр Камерон пригласит на роль Ван Хорна – Певцова или Кортнева. Впрочем, ждать осталось не так уж долго: российская премьера "Иствикских ведьм" запланирована на ноябрь этого года.

Выбор читателей