Зачем Масхадову Басаев?

В поредевших рядах главарей боевиков образовался новый тандем, существование которого еще недавно невозможно было представить. Что вынудило Масхадова и Басаева на этот шаг?

Лидеры чеченских боевиков произвели рокировку, создав новый "главкомат" в лице старых "генералов", замаравшихся в терроризме: Масхадов назначил своим заместителем "Гинеколога" Басаева. Таким образом, в поредевших рядах главарей боевиков образовался новый тандем, существование которого еще недавно невозможно было представить. Масхадов, ранее считавший вторжение боевиков в Дагестан провокацией спецслужб, подчеркивал, что не знает такого "главнокомандующего" – Басаева. Последний, в свою очередь, игнорировал президента Ичкерии, оставшегося без президентства и боевиков. Тем не менее, что-то заставило конкурентов изменить свои взгляды и пойти на демонстративное сближение: Басаев теперь чтит Масхадова, демонстрируя полное с ним взаимопонимание. Что же вынудило этих двоих на этот шаг?

Пропагандируемый альянс с Басаевым направлен против реального конкурента, которого новоявленные "друзья" всерьез опасаются. Речь идет о Руслане (Хамзате) Гелаеве, уже два года находящемся на территории Грузии. Именно Гелаев, который уже несколько лет ведет самостоятельную игру, уклоняясь от явных контактов с представителями федеральных сил и посланниками Масхадова, является "темной лошадкой", на которую может быть сделана ставки в разрешении чеченского кризиса. Понимая это, Масхадов предусмотрел ведение переговоров федерального центра и полевых командиров (в лице Гелаева) без его ведома. Сближение с отошедшим от дел на почве инвалидности Басаевым подчеркивает, что любое решение, принятое в обход Масхадова, не заставит его сложить оружие. Президент Ичкерии еще не расстался с мечтами о власти в послевоенной Чечне.

Противоречия между Масхадовым и Гелаевым начались во время первой чеченской кампании. Гелаев несколько раз выступал с критикой "начальника штаба ВС Ичкерии", сменившего убитого Дудаева. Во время выборов президента он перешел в оппозицию Масхадову, создав свою организацию "моджахедов-ветеранов". Впрочем, политической борьбы в криминальной Ичкерии не могло быть в принципе, и полевые командиры разошлись по своим "удельным княжествам". Но Гелаев, в отличие от "командовавшего всеми" и победившего на выборах Масхадова, обладал реальной силой – одним из наиболее подготовленных крупных отрядов. В ходе нынешней кампании гелаевцы воевали в Грозном и в селении Комсомольское. Понеся огромные потери, Гелаев обвинил в предательстве Масхадова и других полевых командиров, заявив, что у каждого их них свои корыстные цели, не имеющие ничего общего с "войной за освобождение". Весной 2000 года он перебрался в Грузию, осев в Панкисском ущелье, где до сих пор существуют базы боевиков. За уход из Чечни Масхадов лишил Гелаева звания "генерала" и всех наград Ичкерии. Тем не менее, популярность Гелаева среди боевиков и экстремистски настроенных мусульман Северного Кавказа велика. Об этом, в частности, недавно заявил Руслан Хасбулатов.

Уже в этом году мечущийся Масхадов попытался вновь приблизить Гелаева, обратившись к последнему со специальным посланием и пообещав должность "министра обороны Ичкерии". Вернуться в Чечню призвал Хамзата и Басаев, чье видеообращение было перехвачено федеральными силами. Но ответа не последовало, что доказывает: Гелаев сделал ставку на иные силы.

О контактах с людьми Гелаева не раз говорил Ахмад Кадыров, на них намекали и в представительстве президента России по Южному федеральному округу. Правда, дальше разговоров дело не пошло. Затем последовал рейд боевиков в Абхазию, ранение и лечение Гелаева в Грузии. На фоне этих событий Эдуард Шеварднадзе явил благосклонность к чеченскому полевому командиру, намекнув на его контакты с абстрактными спецслужбами. "Yтро" уже сообщало, что весной 2002 года в Грузии были зафиксированы встречи приближенных Гелаева с представителями США. На них речь шла о выдаче американским спецслужбам террористов, которые связаны с бен Ладеном, "Аль-Каэдой" и режимом талибов. Что конкретно обещано Гелаеву взамен, сказать трудно, но вполне вероятно, что Вашингтон может выступить в роли посредника на переговорах России с лидерами чеченских боевиков, лоббируя именно эту фигуру.

В пользу такой версии свидетельствуют и новые факты. Вчера в распоряжение "Yтра" поступило весьма любопытное заявление, подписанное "Президентом Ичкерии Асланом Масхадовым". Как удалось выяснить, послание было отправлено по электронной почте с одного из адресов во Франции, где скрывается пресс-секретарь Масхадова Майрбек Вачагаев, через США. Письмо Масхадова содержит резкую критику Гелаева и обвинения его в предательстве. В частности, "президент Ичкерии" заявил, что "21 июля российские ГРУ, ФСБ и их приспешники из грузинской разведки подготовили очередную провокацию против борцов за свободу Ичкерии и лично меня, как законно избранного лидера моего народа. Выполняя приказ спецслужб Грузии, получивших задание из Москвы, бывший бригадный генерал ВС ЧРИ Руслан Гелаев развернул охоту за "международными террористами" в Панкиси и Чечне. По его приказу был расстрелян Мансур Байрамуков, организован отлов карачаевцев и арабов, за голову каждого из которых хозяева Гелаева обещали ему по 5000 долларов". Кроме того, в письме утверждается, что Гелаев помог убить Хаттаба, Ризвана Ахмадова и "выдал России "организатора и исполнителя терактов в Москве и Волгодонске Адама Деккушева".

Масхадов заявляет, что его самого могут обвинить в терактах на территории России: "Я уверен, что теперь пропагандисты-провокаторы из ФСБ и ГРУ попытаются связать этого человека со мной, заявив, что именно я в 1999 году отдавал приказ о взрывах домов".

И, наконец, главное. Основной целью происходящего Масхадов считает срыв "наметившегося переговорного процесса". На всякий случай он предупредил, что осуждает любые проявления терроризма (массовые убийства боевиками лояльных к России чеченцев и местных милиционеров, видимо, не в счет – О.П.) и призывает к переговорам российское руководство.

Даже гипотетическая возможность переговоров с Москвой вызвала в рядах "ичкерийских генералов" нездоровую конкуренцию, переросшую в войну компроматов. Новый всплеск грызни конкурентов в ожидании замирения не за горами.

Выбор читателей