Рейтинг России повышен, а трейдеры горюют

S&P: инвесторов смутил слух, пущенный недобросовестными информаторами. Повышение рейтинга России более чем на одну ступень было невозможно в принципе

После того, как компания Standard&Poors повысила кредитный рейтинг Российской Федерации на одну ступень до уровня ВВ-, в прессе появились разочарованные комментарии участников рынка ценных бумаг. Около двух недель тому назад представители S&P предупредили о повышении рейтинга, но инвесторы ожидали от агентства большего.

Рейтинг В+, который был у России перед дефолтом 1998 года, явно не соответствовал нынешней кредитоспособности страны. В феврале в ответ на заявление Минфина России о том, что за счет выкупа долговых обязательств на вторичном рынке выплаты России в 2003 году сократились на $2,45 млрд, S&P изменило прогноз кредитных рейтингов России, Москвы и Санкт-Петербурга со "стабильного" на "позитивный". А две недели назад прошла информация, что управляющий директор S&P Конрад Ройсс заявил о грядущем повышении рейтинга России до категории ВВ (две ступени вверх). Как выяснилось, подобные сведения оказались неверными: директор S&P имел в виду BB- (одна ступень).

Появление в печати неточных данных привело к заметному подъему котировок российских акций и еврооблигаций. Однако в пятницу S&P объявило о более скромном изменении статуса России до значения BB-, на котором он находился в 1996-98 гг. Суверенный краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной и местной валютах сохранился на прежнем уровне - В. Прогноз по суверенным рейтингам остался "стабильным".

Что означает для России повышение суверенного кредитного рейтинга, и стоило ли инвесторам ожидать больших изменений, чем объявленное повышение, комментирует "Yтру" аналитический директор Standard&Poors&Ratings в России Алексей Новиков.

"Yтро": Алексей, после изменения компанией S&P рейтинга России до уровня BB- многие участники рынка заявили о "негативном" развитии событий: как выяснилось, они ожидали повышения рейтинга на две ступени – до BB. Как Вы прокомментируете эти заявления?

А.Н.: Замечания о негативном влиянии повышения рейтинга "всего" на 1 ступень неадекватны. Откуда возникли ожидания "двухступенчатого" повышения, мне непонятно. Рейтинг повышен на 1 ступень, это положительный фактор. Рынок, очевидно, неправильно интерпретировал некоторую информацию. Прошла информация низкого качества, которая повлияла на ожидания участников рынка.

Вообще повышение на 2 ступени – эксклюзивная вещь, такое случается очень редко. Как правило, это свидетельствует либо о каком-то чрезвычайно существенном событии, либо об ошибке рейтингового агентства: что-то просмотрели. 2-3 недели назад проходила информация, в Лондоне выступал суверенный аналитик Standard&Poors Конрад Ройсс. Он заявил о том, что S&P собирается повышать рейтинг России до следующего уровня. Видимо, его процитировали как BB, забыв "минус".

"Yтро": Что означает повышение рейтинга S&P?

А.Н.: Это кредитный рейтинг, который устанавливает степень доверия к заемщику. Что же касается России, то вероятность дефолта по ее кредитным обязательствам уменьшается, с этим и связано повышение рейтинга. Для России это означает возможность размещать валютные долговые обязательства на более выгодных условиях. Вырастает уровень доверия как к стране в целом, так и к эмитентам, расположенным в пределах российской юрисдикции. Открываются большие возможности для российских крупных заемщиков, чей кредитный рейтинг ограничивается суверенным риском.

"Yтро": Как S&P рассматривает тот факт, что правительство РФ объявило об уменьшении денежных запасов, предназначенных для выплаты внешнего долга? Учитывался ли этот фактор при принятии решения об уровне доверия к России как к заемщику?

А.Н.: Конечно, это значительный фактор. Мы, разумеется, знаем о сокращении финансового резерва и в курсе, что Алексей Кудрин на заседании правительства объявил, что вместо 89 млрд сейчас у правительства в финансовом резерве имеются только около 40 млрд рублей (по состоянию на 1 июня 2002 года), и восстановление запланированного темпа, по его мнению, до конца года вряд ли реально. Все это внимательно изучается. Но ведь кредитный рейтинг показывает вероятность неплатежа по долговым обязятельствам, а для уровня ВВ "минус" такая вероятность соответствует наличию временных проблем, аналогичных сокращению финансового резерва. Мы также видим, что в экономике страны существуют положительные тенденции долгосрочного характера, которые не менее важны для нас при оценке кредитоспособности страны.

Еще раз хочу повторить,что за символами BB- стоит вероятность дефолта по долговым обязательствам. С нашей точки зрения, в нынешнем своем состоянии Россия входит в пределы вероятности, обозначенные рейтинговой категорией BB- . Значение вероятности дефолта, мы считаем, соответствующим данной категории кредитного рейтинга.

"Yтро": Когда, по Вашему мнению, рейтинг России может измениться?

А.Н.: Мы никогда не делаем прогнозы на предмет даты пересмотра рейтинга, но публикуем свой прогноз тенденций изменения рейтинга. Если рейтинг страны имеет "позитивный" прогноз, значит, в ближайшем будущем положение может измениться, и тогда можно говорить об изменениях. Но сейчас у РФ рейтинг имеет прогноз "стабильный".

Yтро: А как часто рейтинговая компания пересматривает статус страны?

А.Н.: Каждый год проходит специальное обследование экономики, финансов, политической ситуации в РФ. Как правило, это делается в конце-начале года, - зависит от согласованного решения Министерства финансов и S&P. Но проведение проверки не означает автоматического изменения рейтинга. Это, скорее, технический прием, который позволяет нам отслеживать фундаментальные факторы кредитоспособности страны. Изменение рейтинга не привязано к этой проверке. Если суверенные аналитики S&P считают необходимым изменить рейтинг, они созывают рейтинговый комитет и рассматривают вопрос о его повышении.

В разговоре с нашим корреспондентом аналитик подчеркнул, что никаких нереализованных ожиданий не было, а повышение рейтинга на две ступени было бы ненормальным.

"Повышение рейтинга отражает улучшение системы управления в России и укрепление долговой политики, что проявляется в принятии важных законодательных мер и продолжении укрепления бюджетной дисциплины", говорится в официальном заявлении агентства. Среди факторов, повышающих доверие к стране, аналитик S&P по суверенным рейтингам Хелена Хессел выделяет принятие "политически важного" закона "О сельхозземлях", предстоящую банковскую реформу (ставшую возможной, по ее мнению, после смены руководства Центробанка), а также недавние изменения в "Газпроме", имеющем значительное политическое влияние.

Читайте также

Выбор читателей