Украина репрессирует устроителей кровавого авиашоу

Во Львове суд должен определить, как поступить с высокопоставленными военными, задержанными в связи с трагедией на аэродроме "Скнилив", где в прошлую субботу разбился Су-27, врезавшийся в толпу зрителей

Сегодня во Львове суд Западного военного гарнизона должен определиться с ответом на вопрос, как поступить с высокопоставленными военными, задержанными несколько дней назад в связи с трагедией на аэродроме "Скнилив", где в прошлую субботу во время авиашоу разбился военный Су-27УБ, врезавшийся в толпу зрителей. Главнокомандующий Военно-воздушных сил Украины В.Стрельников, командующий 14-м авиационным корпусом С.Онищенко, заместитель командующего 14-го авиакорпуса А.Третьяков и помощник руководителя полетов в зоне пилотажа Ю.Яцюк с воскресенья находятся в изоляторе временного содержания. Им инкриминируется преступление, предусмотренное ч.2 ст. 425 Уголовного кодекса Украины ("Небрежное отношение военного лица к службе, которое повлекло тяжелые последствия - катастрофу самолета и многочисленные человеческие жертвы").

Прокуратура Львовской области уже направила в генпрокуратуру ходатайство о выдачи санкции на арест задержанных. Генпрокурор Святослав Пискун говорит, что у "следствия была необходимость, чтобы никто не мешал изучать "черный ящик", никто не мешал провести необходимые экспертизы, чтобы никто не отдавал никаких команд, которые не нужны на местах", и именно поэтому командиров задержали. Дальнейшее будет зависеть от следователя, ведущего дело. Однако если вопрос об аресте этих должностных лиц не будет решен положительно на сегодняшнем суде, то генпрокуратура подаст повторное ходатайство об аресте в Верховный суд.

Проблемы с законом, возможно, ожидают и двух летчиков потерпевшей катастрофу "сушки". В настоящее время командир самолета Владимир Топонарь и пилот Юрий Егоров находятся в Центральном военном клиническом госпитале Западного оперативного командования, где они в неофициальном порядке давали показания в присутствии высших должностных лиц страны и руководителей правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы. У летчиков проблемы со здоровьем – у них повреждены позвоночники – и потому вопрос об избрании меры пресечения отложен до их выздоровления. Между тем, все новые подробности случившегося неуклонно приводят следователей к выводам об ответственности устроителей авиашоу и самих пилотов за произошедшую катастрофу. Уже доказана несостоятельность версии об отказе обоих двигателей или о попадании в один из них птицы. Госкомиссия по расследованию, возглавляемая Евгением Марчуком, ищет ответа на вопросы: почему у Су-27 произошел резкий крен влево, и нет ли тут прямой вины пилотов. "Даже для непрофессионала видно: безопаснее было бы развернуть машину вправо, а не влево. Почему они (пилоты) так сделали, с этим надо разбираться", - говорит Марчук. Пополняется и досье устроителей "праздника". Так, выяснилось, что поле и размещение зрителей были не такими, как в плане полетов, выданном летчикам перед началом шоу. Пилоты, уже взлетев, были вынуждены изменять маршрут прямо во время полета. Кроме того, летчики подтвердили информацию об излишке горючего в баках истребителя и заметили, что это был не тот самолет, на котором они тренировались раньше. По некоторым данным, стационарная техника, экспонировавшаяся на земле, была также заправлена горючим и даже боевыми ракетами. Правда, последнее так и не было подтверждено официальными лицами.

Между тем, военные известили верховного главнокомандующего Л.Кучму о своем несогласии с репрессиями, коим подверглись их боевые друзья. Так, заместитель главнокомандующего Военно-воздушными силами Украины по воспитательной работе Борис Коротков заявляет, что задержание главнокомандующего ВВС Виктора Стрельникова "вызвало непонимание целесообразности этого шага в среде военных авиаторов, которые надеются, что это решение будет пересмотрено". Военные не приемлют разъяснений прокуратуры, подозревающей, что Стрельников, буде он окажется на свободе, непременно станет влиять на следствие, чинить ему препятствия. Коротков привлекает обычную в таком случае аргументацию: это и "обращения" из авиационных частей, и высокий авторитет главнокомандующего, и даже его трудный опыт летчика, самого пострадавшего в 1996 г. в авиакатастрофе. Одновременно в Одессе распространено открытое письмо, в котором военнослужащие 5-го авиационного корпуса подвергают критике аресты среди руководства ВВС. Одесские летчики говорят, что воспринимают трагедию на полигоне "Скнилив" как личное горе, однако они критически относятся к кадровым изменениям в военном руководстве сразу после катастрофы Су-27. Одесские летчики считают, что главной причиной трагедии стало неправильное планирование полетов и расположение зрителей. Военнослужащие убеждены, что ради избежания подобных трагедий нужны не кадровые изменения в армии, а достойное ее финансирование. Неясно, правда, как отсутствие финансирования в данном случае повиляло на неправильное планирование полетов, и кто, как не задержанные военные, несут за это ответственность.

О позиции самой генпрокуратуры следует сказать особо. Так, Генпрокурор Святослав Пискун заявляет, что "есть признаки преступных действий со стороны самих пилотов, которые неправильно использовали самолет". То ли Пискун не умеет озвучивать информацию, то ли УК Украины нуждается в немедленном реформировании на предмет адекватного формулирования сути преступных деяний, но так или иначе на пилотов ложится страшное подозрение в использовании самолета не по назначению. Злой юмор, однако…

Выбор читателей