Буш занялся спасением имиджа

Имидж ни при чем. В каком бы свете США ни пытались преподнести себя гражданам других стран, им не удастся добиться от них желаемого уважения до тех пор, пока они не внесут коренные изменения в свою политику

"Агентство глобальных коммуникаций" – так будет называться орган, в задачи которого войдут координация информационной внешней политики властей США и работа над созданием благоприятного имиджа Америки за рубежом.

"Почему они нас ненавидят? Они ненавидят нашу свободу", - говорил неоднократно Буш, подразумевая под словом "они" террористов. Однако все обстоит гораздо сложнее: не только среди террористов, но и во всем исламском мире, и за его пределами антиамериканские настроения, если еще и не достигли своего пика, то, во всяком случае, близки к тому. На сей счет недоумевает Генри Хайд, председатель Комитета Палаты представителей по международным отношениям: "Как могла наша страна… создать столь деструктивный образ, пародию на саму себя, превратиться в набор штампов за границей?". С точки зрения г-на Хайда, всему виной плохая проработка имиджа США. Дескать, активизация потока положительной информации позволила бы добиться улучшения отношения к стране.

В первую очередь поток положительной информации должен быть направлен на арабский регион, где поддержка, которую США оказывают Израилю, считается главной ошибкой американской политики. Среди арабов, полагают эксперты, распространено мнение, что Штаты ведут политику двойных стандартов.

Что ж, как там дело обстоит с арабами де-факто, знают только сами арабы. Однако говорить, что одни лишь арабы недовольны политикой США, было бы с американской стороны, по меньшей мере, заносчиво. Россияне, к примеру, тоже относятся к Америке не так, как ей того хотелось бы.

Перемена имиджа Соединенных Штатов едва ли сможет восстановить их популярность среди людей, живущих в других государствах. Для этого, как мудро заметил один из выступавших на заседании Консультационной комиссии по общественной дипломатии США, нужны изменения совсем другого рода, ибо "когда проводится фундаментально ошибочная политика, приукрашивание образа не поможет".

А что касается политики Вашингтона, то мнения на сей счет высказывались неоднократно, остается лишь суммировать то впечатление, которое производят сейчас Соединенные Штаты на заокеанского наблюдателя.

Начнем ab ovo внутренних противоречий Америки, а именно – с расовой дискриминации, которая все-таки существует. Небольшой эпизод истории страны, которая бросается из одной крайности в другую в попытке найти выход из создавшегося положения, – наглядное тому свидетельство. Понятно, что требования терпимости и политкорректности, предъявляемые США всему миру, на этом фоне смотрятся несколько неуместно и не способствуют улучшению имиджа Штатов. А что касается непосредственно арабских стран, то тут вопрос: за что им, арабским странам, любить США? За то, что они после 11 сентября каждого приезжего мусульманина чуть ли не автоматически считают причастным к мировому терроризму?

Второй существенный момент, который отчаянно мешает США, – это их отношение к международным договоренностям. Игнорировать международное право так, как это делают Штаты... Это вызывает при первом взгляде легкую оторопь, а при ближайшем рассмотрении – серьезное негодование. Наиболее одиозный из них – это выход из договора по ПРО, и повторяться тут просто неуместно. Исследователи отмечают, что американские политики противятся идее создания системы, основанной на международных договорах, ибо, по их мнению, все эти соглашения могут поставить под угрозу суверенитет Америки. Вместе с тем США подчас считают посягательством на свой суверенитет вещи, совершенно не имеющие к ним никакого отношения – вспомним хотя бы балканскую войну 1999 г. или недавний венесуэльский путч. Немудрено, что у наблюдателя создается такое впечатление, что Штаты отчаянно хотят навязать свою политику другим странам. И ведь самое интересное: да, таки хотят. Ибо только навязав свою политику, они смогут с чистым сердцем утверждать, что теперь их суверенитету ничто не угрожает. Ну и как, спрашивается, относиться после этого к США?

Третий больной вопрос – права человека в целом. О них твердят на каждом перекрестке, однако их собственное рыльце не перестает быть от этого в обильном пуху. Для начала, Штаты признаны центром мировой работорговли. Ежегодно в США для сексуальной эксплуатации ввозятся около 50 тыс. женщин и детей. Правозащитная организация "Международная амнистия" совсем недавно выступила с жесткой критикой США в связи с условиями содержания 1200 человек, задержанных после терактов 11 сентября, и выразила озабоченность возможностью неопределенно длительного срока их содержания под стражей без права общения с внешним миром. Между тем большинство этих людей – выходцы из стран Ближнего Востока и Южной Азии. Очень может статься, что к терроризму они причастны. Однако, во-первых, пока что сие не доказано, а во-вторых, для государства, претендующего на роль диктатора в смысле соблюдения прав человека, подобные нарушения недопустимы. Кроме того, случаи арестов иностранных граждан без предъявления им какого-либо формального обвинения в совершении преступлений тоже имели место. Еще один, незаметный на общем фоне, пример наплевательского отношения к правам человека: в июне текущего года авиакомпания Southwest Airlines потребовала от страдающих ожирением в обязательном порядке покупать два билета на самолет вместо одного. Требование это обусловлено только экономическими причинами, однако компания лицемерно настаивает на том, что мотивацией такого решения послужило недовольство пассажиров, вынужденных якобы ютиться в соседнем с толстяком кресле. Когда отдельно взятый американец кидается с кулаками на мусульманина, это еще можно понять, и, в сущности, государство тут ни при чем – коль скоро такие случае единичны. Однако сам факт возможности ущемления крупной компанией прав ни в чем не повинных граждан говорит уже о многом. Вообще, о нарушении прав человека говорила еще Верховный комиссар Комиссии ООН по правам человека Мэри Робинсон.

Неослабевающий интерес вызывают и периодические экономические санкции Вашингтона против того или иного государства. В случае с Россией – это поправка Джексона-Вэника, которую, правда, клятвенно обещают отменить, но обещанного, как известно, три года ждут. Во всяком случае наши парламентарии не спешат верить заявлениям такого рода – и, видимо, причин на то у них немало. Между тем, в пресловутой поправке давно нет ни смысла, ни резона – она относится к разряду исторически исчерпавших себя документов. Тем не менее, отменять санкции никто не торопится.

Еще один весьма интригующий момент американской политики: в апреле 2002 г. вышеупомянутая "Международная амнистия" призвала Соединенные Штаты арестовать и привлечь к суду, по меньшей мере, 150 американцев, подозреваемых в применении пыток. Говорить здесь о банальном нарушении прав человека мало, поскольку речь идет о том, что США, по утверждению представителей "Международной амнистии", превратились в убежище для палачей из Сомали, Гватемалы, Боснии и других стран. В заявлении приводился пример того, как национальная иммиграционная служба предоставила гражданство бывшему члену эфиопского правительства, несмотря на то, что ранее суд признал его виновным в нарушении прав человека. Остается лишь восхищаться степенью фарисейства политиков, которые еще в 1994 г. приняли закон, по которому применение пыток в любой стране мира считается уголовным преступлением. Во всяком случае, указанный закон отнюдь не мешает отдельным влиятельным товарищам выступать в защиту допроса с пристрастием и отмены презумпции невиновности.

Следующим поводом к негодованию становится американская так называемая культура, которую США навязывают всем странам подряд и без разбору. Прежде всего, эта "культура" (уж извините за кавычки – но мое мнение о ней невысоко) базируется на бизнесе: кто больше заработал – тот и главный молодец. Работают поэтому на износ. По данным Международной организации труда, за последнее десятилетие среднегодовое рабочее время в США выросло на 36 часов, в то время как в других странах оно неуклонно уменьшается. Вполне естественно, что такое отношение к работе сказывается в первую очередь на организации быта, и весь мир уже отлично знает, что "фаст-фуд" означает "комбинат быстрого питания", а "яппи" – молодежь среднего класса – менеджеры или организаторы проектов, у которых нет времени не только на личную жизнь, но и на простой вечерний отдых. Между тем, пресловутый фаст-фуд никак не может стать полноценной заменой нормальному питанию. Жирная, калорийная пища, проглоченная наспех, никак не способствует укреплению здоровья, что уже послужило поводом к искам, предъявленным толстяками "Макдоналдсу". Работа же на износ отрицательно сказывается и на собственном здоровье, и на здоровье потомства, воспроизведение которого подчас оказывается невозможным именно вследствие импотенции трудоголиков, сублимирующих сексуальную энергию в работу.

Ежели, с точки зрения американцев, это культура, то на взгляд трезвомыслящего человека –настоящее безумие, которое ни в коем случае не должно стать частью его жизни. Тем не менее сие безумие активно насаждается Штатами во всех частях света, причем преподносится именно под соусом агитации за здоровый образ жизни. Уж кто бы говорил о здоровом образе жизни, то только не США, где страдающих ожирением больше, чем где-либо!

Удивляться непопулярности Соединенных Штатов не приходится. Смена имиджа не поможет повышению статуса: менять, как правильно говорилось раньше, надо не имидж, а политику как таковую. Что ж, "Агентство глобальных коммуникаций" станет еще одним доказательством лицемерия. А что будет дальше – поглядим.

Выбор читателей