Выбирайте, какой мозг напрягать

У человека не один мозг, а два. Причем второй находится не где-нибудь, а в животе: образование в кишечно-желудочном тракте по праву можно назвать "вторым мозгом"

Когда супруга бросила в сердцах: "Иногда мне кажется, что думаешь ты желудком", я не обиделся. Потому что вспомнил основателя нейрогастроэнтерологии Майкла Гершона, который сказал: "Кишечник позволил Декарту мыслить". Утверждать подобное профессору анатомии и клеточной биологии из Колумбийского пресвитерианского медицинского центра Нью-Йорка позволил вывод, что у человека не один мозг, а два. Причем второй находится не где-нибудь, а в животе: образование в кишечно-желудочном тракте можно назвать "вторым мозгом". Основной его функцией является контроль над деятельностью желудка и процессом пищеварения. Но не только.

Еще в начале прошлого века английский врач Ньюпорт Лэнгли подсчитал количество нервных клеток в области желудка и кишечника. Оказалось, их там около 100 миллионов – больше, чем в спинном мозгу (эти 100 миллионов относятся к тому же клеточному типу, что и клетки мозга). "Второй мозг" расположен в слоях ткани, устилающей внутренние стенки пищевода, желудка, толстой и тонкой кишок, и представляет собой сеть нейронов, обменивающихся между собой сигналами, и множества вспомогательных клеток. "Животный мозг" очень напоминает "настоящий", только нейронов в нем намного меньше и они не образуют полушарий. Основная дорога, соединяющая головной мозг с пищеварительным нервным центром, – это вагус (блуждающий нерв). От него отходят несколько тысяч тоненьких волокон в нервную энтеросистему пищеварительного тракта. "Энтерическая нервная система" (ENS) устроена гораздо сложнее, чем весь спинной мозг. Профессор нейрогастроэнтерологии Пауль Энк из Тюбингенского университета поясняет: "Мозг живота устроен приблизительно так же, как головной. Его можно изобразить в виде чулка, охватывающего пищевод, желудок и кишечник. Например, в желудке и кишечнике людей, страдающих болезнями Альцгеймера и Паркинсона, мы обнаружили такие же повреждения тканей, что и в головном мозге. Кроме того, в мозге живота функционируют те же самые нервно-передающие ткани. Вот почему антидепрессанты вроде прозака так действуют на желудок". Оба мозга связаны между собой: разлаживается один – "приходит в неисправность" и другой. Когда головной мозг сталкивается с опасностью, немедленно начинают действовать стрессовые гормоны, которые настраивают весь организм либо на борьбу, либо на бегство; под действием этих же гормонов возбуждаются чувствительные нервы желудка. Отсюда выражение – "сосет под ложечкой". Блуждающий нерв включает выработку серотонина на полную мощность, и начинается усиленная стимуляция желудка, которая вызывает, например, "медвежью болезнь". А если стимуляции подвергаются нервы пищевода, перехватывает дыхание и становится трудно глотать. Вообще, как считают ученые, 90% информации о чувствах, ощущениях идут снизу вверх, а не наоборот, и только одна десятая всех команд поступает от головного мозга. Кстати, некоторые не сомневаются, что "мозг в животе" вовлечен в интеллектуальную деятельность человека. Думать брюшной мозг не может, однако способен самообучаться.

Один из представителей нейрогастроэнтерологии профессор Дэвид Уингейт, работающий в Лондонском университете, полагает, что брюшной мозг – прямой потомок той примитивной нервной системы, которой природа наградила трубчатых червей, живших на самой заре эволюции. Постепенно для выполнения сложных действий всем животным понадобился более сложный мозг. Но и брюшной не исчез – природа оставила его для тех млекопитающих, чьим эмбрионам он помогает развиваться в материнской утробе. Сначала плод имеет лишь один сгусток нервной ткани, который потом как бы разделяется на два. Один кладет начало головному мозгу, другой – "животному". Позже оба эти мозга соединяются с помощью вагуса. Однако вагус не в состоянии обеспечить тесное взаимодействие этого сложного комплекса с головным мозгом, поэтому стало ясно, что желудочный мозг работает автономно. А его деятельность мы ощущаем как "внутренний голос".

Ведущий физиолог Калифорнийского университета профессор Эмеран Майер сумел доказать, что "наш желудочный мозг управляет многими эмоциональными процессами. Наши хорошие и плохие ощущения – это не просто интуиция; они базируются на вполне реальной основе, что уже доказано опытным путем. Наш живот, как и голова, аккумулирует опыт, приобретаемый человеком в течение жизни, и использует его в повседневной практике".

У живота, по мнению американского физиолога Антонио Дамэсио, есть свои "соматические ориентиры", дающие нам представление о том, как мы будем себя чувствовать после принятия решения. Дамэсио предлагает почаще "прислушиваться" к своему животу. Для этого достаточно немного расслабиться, представить, что это решение вам понравится, и затем спросить себя: "Какое чувство у меня возникает? Мне приятно, тепло? Тогда все в порядке. В животе урчит? Тогда необходима осторожность. Пусть голова еще раз тщательно взвесит все "за" и "против".

Выбор читателей