Миражи над Кодорским ущельем

Абхазские военные и спецслужбы располагают информацией о перемещениях в Кодорском ущелье грузинских подразделений. Одновременно зафиксированы полеты над ущельем армейской авиации Грузии

По последним сообщениям, накаляется обстановка в верховьях Кодорского ущелья, которое, являясь частью Абхазии, контролируется грузинскими силовиками. Абхазские военные и спецслужбы располагают информацией о перемещениях там грузинских подразделений. Одновременно зафиксированы полеты над ущельем армейской авиации Грузии. Речь идет об американских вертолетах "Ирокез", переданных Грузии, и вертолетах Ми-8, доставшихся Тбилиси при разделе имущества советской армии.

Как сообщили "Yтру" источники в Сухуми, в последние дни грузинские военные перебросили в Кодорское ущелье до роты военнослужащих. При этом не исключено, что авиация перевозила и так называемых грузинских "партизан" из состава формирований "Белый Легион" и "Лесные братья". Кроме того, в Кодори по-прежнему находятся боевики из отряда Гелаева, оставшиеся там после прошлогоднего рейда в Абхазию. Линии противостояния или фронта в верховьях Кодорского ущелья в обычном понимании не существует. С одной стороны, господствующие высоты занимают абхазские формирования, включая спецподразделения Минобороны и Службы государственной безопасности непризнанной республики. С другой стороны, укрепили позиции грузинские военные.

Тбилиси упорно отрицает наличие своих войск в верховьях Кодори, кроме пограничников. Не принято говорить и о "партизанах", которые, тем не менее, пользуются поддержкой силовых структур и спецслужб Грузии. Верховья Кодорского ущелья периодически патрулируют миротворцы из состава российского контингента в Абхазии и наблюдатели ООН. Но существующая процедура мониторинга превратила это в пустую формальность. Согласно договоренностям, миротворцы перед каждым вылетом обязаны оповещать Тбилиси, в результате чего на время патрулирования ущелье "вымирает" – все лишние формирования и вооружения, накапливающиеся с грузинской стороны, надежно укрываются от российских военных. Такое положение сохраняется уже больше полугода. О двойной игре Грузии, игнорирующей прежние договоренности, недавно заявил начальник генштаба ВС России Анатолий Квашнин.

Между тем еще весной этого года в Службе госбезопасности Абхазии появилась информация о чеченских боевиках, вновь появившихся в Кодорском ущелье. Постоянное присутствие людей Гелаева, среди которых замечены арабские наемники, в этом районе легко объяснимо: из верховьев ущелья можно достаточно быстро и незаметно выйти к российской границе. За месяцы "дежурства" чеченские боевики изучили местность, маршруты выдвижения, ведя постоянное наблюдение за российскими пограничниками. Еще в начале этого года Гелаев и другие полевые командиры, которые находятся в Грузии, выработали тактику действий своих отрядов – боевики выявляют наиболее уязвимые места в системе охраны российской границы и просачиваются на Северный Кавказ мелкими группами от 5 до 12 человек. Параллельно им действуют и грузинские "партизаны", которые, в отличие от чеченских "коллег", ориентированы исключительно на Абхазию.

Постоянные перемещения грузинских военных в верховьях Кодорского ущелья стали предметом обсуждения на грузино-абхазской встрече, состоявшейся 4 июля в селе Чубурхинджи Гальского района Абхазии. Премьер-министр сухумского правительства Анри Джергения сообщил представителю Грузии Автандилу Джорбенадзе о фактах проникновения в республику грузинских военных. В частности, по данным Сухуми, 50 человек находятся в районе Марухского перевала. Грузинская делегация объяснила военное присутствие по-своему. Оказывается, военные находились там в поисках мифического российского десанта. Однако спецназовцев "северного соседа" обнаружить не удалось, и отряд благополучно убыл в Тбилиси или Телави. Чтобы снять вопросы о Кодорском ущелье, грузинская делегация предложила Сухуми провести совместную инспекцию на следующий день. Разумеется, дальше обещаний дело не пошло. Как заявил министр обороны Абхазии Рауль Хаджимба, в Тбилиси так и не удосужились развить тему совместной инспекции. Логика грузинских военных объяснима – раскрывать свои секреты вероятному противнику равнозначно самоубийству. Тбилиси категорически возражает и против размещения в верховьях ущелья поста российских миротворцев.

Как известно, Грузия ввела в Кодорское ущелье свои войска осенью прошлого года, во время рейда банды Руслана Гелаева в Абхазию. Официальная версия наращивания группировки – защита сванского населения от действий боевиков. В Сухуми продвижение грузинских военных расценили как создание плацдарма для боевых действий в Абхазии. С тех пор переговорный процесс фактически зашел в тупик. Абхазское руководство неоднократно требовало от Грузии вывести из верховьев ущелья войска, включая подразделения Минобороны и сил МВД, а также зенитные установки и артиллеристские орудия. Тбилиси настаивал на совершенно ином – инспекции российской базы в Гудауте и возвращении беженцев в Гальский район Абхазии.

Наращивание военной группировки в Абхазии не осталось без внимания Москвы. В МИД РФ выразили "озабоченность в связи с поступающими сообщениями о полетах вертолетов ВВС Грузии в верхней части Кодорского ущелья и в Чхалтинском ущелье в зоне грузино-абхазского конфликта". Москва подчеркивает, что эта информация поступила из достоверных источников. Таким образом, Грузия в очередной раз нарушила Соглашение о прекращении огня 1994 года. Ответ из Тбилиси не заставил себя долго ждать: в заявлении представителя МИД Грузии указывается, что "ни один военный вертолет Грузии не совершал полетов в зоне абхазского конфликта", а "Ирокезы", переданные США, "выполняют только учебные полеты" в районах, удаленных от Кодорского ущелья на сотни километров.

Выбор читателей