И на вашей улице будет мамонт!

Стоит лишь немного пофантазировать на тему клонов доисторических животных, как сразу убеждаешься в том, что зоопарк – лишь капля в море возможностей использования разнообразного вымершего зверья

Клонирование и изучение генома – штука полезная, что бы там ни говорили всевозможные догматики. Область применения клонов практически безгранична. Очевидно, это очень хорошо понимают российские и японские ученые, группа которых прибыла в Якутию для проведения раскопок останков исчезнувших животных в целях их последующего клонирования. Это только первый этап проекта. Результатом должен стать своеобразный Парк Юрского... то есть Четвертичного, конечно, периода – гигантского сафари на территории Сибири, в котором будут жить давно исчезнувшие животные. Вернее, их клоны.

Для клонирования планируется обнаружить образец ДНК, который будет перенесен в клетку ближайшего "родственника" исчезнувшего животного. По мнению одного из координаторов проекта, профессора Акиры Иритани из университета Кинки в Осаке, для выделения ДНК лучше всего подошла бы замороженная сперма, однако вероятность ее обнаружения очень мала. Впрочем, любой другой источник ДНК исследователей устроит, вероятно, не меньше.

Группа из десяти специалистов уже выехала в Чокурдах, в районе которого обнаружено целое кладбище доисторических животных, и теперь будет исследовать несколько сот квадратных метров на предмет обнаружения ДНК сибирского тигра, степного льва, гигантского оленя, а также мамонтов и шерстистых носорогов.

Проект феерический и захватывающий дух. Однако применение всех клонированных тварей исключительно в образовательных целях как-то, знаете, не особо впечатляет. Ну, зоопарк и зоопарк. Оригинальный, спору нет. И – в случае успеха предприятия – наверняка весьма доходный. Однако стоит лишь немного пофантазировать на тему клонов доисторических животных, как сразу убеждаешься в том, что зоопарк – лишь капля в море возможностей использования разнообразного вымершего зверья.

Стоп, стоп, стоп! Защитники животных могут отдыхать. Лошадь используем? Корову используем? Собак используем? А козочек? И не жужжим, между прочим. Так что принципиальных ограничений на использование доисторических животных нет. Напротив, в случае успеха предприятия российско-японской группы мир сможет вздохнуть с облегчением и сдать Красную Книгу в утиль: если уж появится возможность восстановить давно вымерших "меньших братьев", то с существующими ныне разобраться будет еще проще. Я, конечно, утрирую. Но доля резона в этих рассуждениях всё же есть. А потому давайте расслабимся и подумаем, как можно не без выгоды использовать клонированных (вернее, восстановленных) тварей.

Во-первых, в случае успеха экспедиции политики и ученые сообща должны наметить приоритеты в воспроизводстве так называемых исчезнувших животных. Для этого требуется определить, какие из исчезнувших видов можно было бы не без успеха использовать в сельском хозяйстве и промышленности, транспорте и строительстве, армии и флоте... ну, и так далее. При этом было бы глупо ограничивать себя применением в народном хозяйстве только тех животных, которые жили в кайнозойскую эру. Если уж генетика позволяет, почему бы не пошустрить и в мезозое?

После того, как приоритеты будут намечены, организовать еще штук сто экспедиций – по местам, так сказать, боевой славы. Вслед за тем воспроизвести максимально необходимое число животных определенных видов. Воспроизводство поставить на поток, создать резервации для нормального развития животных и постоянно контролировать их численность во избежание, с одной стороны, несоразмерного увеличения, а с другой – несвоевременного вымирания.

Проводить селекцию (породы надо улучшать), для чего организовывать испытания, подобные скачкам, бегам и т.д. Разведение животных поручить фермерским хозяйствам, оставив в распоряжении государств лишь необходимые в случае какого-нибудь катаклизма "пожарные" образцы, которые улучшать с особой тщательностью.

Теперь немного о собственно использовании. Брахиозавров и диплодоков вместе с ультразаврами можно приспособить в качестве подъемных кранов и машин для слома старых зданий, а также устройств для подачи особо громких звуковых сигналов.

Птеранодонов и прочих птерозавров задействовать в авиации, в том числе сельскохозяйственной. Кроме того, с их помощью можно будет осуществлять спасательные операции в труднодоступных районах и строительно-монтажные работы на небольшой высоте (прораб на птеранодоне – это стильно... а главное – сразу вся картина стройки перед глазами).

Стегозавров использовать тупо: в качестве тягловой силы.

Орнитолестов задействовать в армии для разведки передислокации вражеской техники. А чтобы вражеские орнитолесты, выдрессированные на железки, не засекли нашу технику, использовать вместо нее мамонтов и саблезубых тигров. Ихтиозавров, естественно, поставить на службу флоту и рыболовному промыслу.

Плотоядным тиранозаврам и мегалозаврам при помощи напряженных усилий генетиков добавить очень много мозгов и назначить их надсмотрщиками и дрессировщиками всех вышеперечисленных тварей.

Теперь обратимся к более насущным проблемам. Подумайте только, какая великолепная густая шерсть покрывала зверье раннего кайнозоя! Представляете, сколько можно получить замечательного сырья с отдельно взятого гигантского оленя, мамонта или шерстистого носорога! Овечки отдыхают. Кроме того, не будем забывать о том, что все эти звери – млекопитающие. А потому пишем плюс в графу "мясомолочная промышленность". Доярок и доильные аппараты срочно переквалифицируем под дойку мамонтов – надои автоматически увеличиваются в разы. Пещерных медведей и саблезубых тигров необходимо культивировать для любителей особо экзотической охоты и крайне экстремальных ощущений. Применять: в охотничьих хозяйствах, цирках, а также на приусадебных участках вместо бультерьеров.

Теперь – о главной российской беде. О дорогах. Дороги наши были именем нарицательным еще при царях, такими они и остались. Поэтому все тех же мамонтов резонно использовать для грузовых перевозок, а для легковых размножить в необходимом количестве протоптиц – диатриму и фороракоса, отличавшихся нехилым ростом и умением быстро бегать. Кроме того, в качестве транспортных средств можно использовать уже упомянутых орнитолестов – очень уж резво передвигались.

Раз уж мы упомянули протоптиц, нельзя не сказать и о протояйцах, а вместе с ними и о протоптицефермах. Протояйца, протопух, протоперья и протомясо протоптиц – все это должно иметься в достатке как в домашнем хозяйстве, так и в промышленности.

Кстати, нельзя забывать и о производстве лекарственных препаратов: мало ли какие свойства откроются у тварей, вымерших миллионы лет назад! Фармация же у нас сейчас крайне запущенна, так что это направление, надо думать, будет одним из приоритетных в контексте воссоздания всевозможных мастодонтов.

Наконец, о простом человеческом общении с любимыми зверюшками. Компсогнат плотоядный (это самый маленький из динозавров Юрского периода длиной всего 75 см и высотой 20 см) наверняка понравится любителям экзотических животных, и его можно разводить тем, у кого аллергия на кошек, собак и прочую шерстяную живность.

На самом деле список этот можно продолжать до бесконечности. При непредвзятом подходе к вопросу можно было бы с умом использовать все зверье, существовавшее в доисторические времена. Есть к этому только одно препятствие: все эти твари чудовищно много жрали.

Брахиозавр, например, даром что травоядный, способен был уничтожить за день не менее пяти центнеров зеленой массы. Да и у мамонтов, значительно уступавшим брахиозаврам в размерах, рацион был весьма впечатляющим. Что же до плотоядных, то о них лучше совсем умолчать – для ясности.

Впрочем, если российско-японская группа ученых, раскапывая окаменелости в поисках ДНК для последующего клонирования, не шибко заботится о будущем пропитании будущего зверья, значит, эта проблема уже решена – хотя бы в теории. Будем надеяться, что и на практике воспроизведенный зоопарк не пожрет всю Сибирь и прилегающие районы.

Однако есть еще один выход, лежащий, как и все прочие, в области применения генетики. Возможно, ученые найдут способ снизить потребность в еде доисторических тварей без потери всех прочих функций. Вот тогда-то перед нами и откроются настоящие горизонты.

Вот тогда-то и придет на нашу улицу долгожданный мамонт!

Выбор читателей