Альтернатива тюрьмам уже есть…

Мы очень любим рассуждать о том, что наши условия не годятся для осуществления всяческих идей. О том, чтобы найти в имеющихся условиях подходящий путь, речи почему-то не заходит…

Альтернатива, похоже, входит в моду. Альтернативные учебные заведения появились уже давно, закон об альтернативной службе принят, а вот теперь в воздухе витает идея альтернативы тюремному заключению.

7 августа, к примеру, в самарском доме журналиста прошел семинар на тему: "Альтернативные санкции в России. Труд вместо лишения свободы: реальность или утопия?" Участие принимали представители Главного управления исполнения наказаний по Самарской области, юристы и представители общественных организаций. Выбранная тема оказалась животрепещущей не только для Самары, но и для всей России. На сегодняшний день в местах лишения свободы находится почти миллион человек, тюрьмы и следственные изоляторы переполнены, сотрудников в Минюсте не хватает – и это, как всегда, лишь надводная часть айсберга. По мнению участников семинара, проблема альтернативных санкций, не связанных с лишением свободы, выходит на первый план и требует создания организационных, правовых и социальных условий.

Естественным образом главной альтернативой являются общественно полезные работы (уборка снега, мусора, полевые работы, помощь в содержании городского хозяйства) в рамках условного заключения. По мнению авторов проекта, такая альтернатива позволит уменьшить процент рецидива, снизит нагрузку на сотрудников уголовно-исправительной системы, позволит сократить расходы на содержание заключенных.

На данный момент проект реализуется в трех "пилотных" областях: Самарской, Томской и Рязанской. В Томске уже был вынесен первый приговор, предусматривающий бесплатные общественные работы (уборка снега на улицах города). В Самарской губернии эта практика еще не введена, однако, по словам заместителя начальника ГУИН по Самарской области Анатолия Зимина, около 20% осужденных могли бы получить альтернативную меру наказания.

О практике применения альтернативных видов наказания мы поговорим ниже. Сейчас хотелось бы отметить тот факт, что бесплатные общественные работы – практически единственная всерьез рассматриваемая участниками проекта альтернатива тюремному заключению. Хотя нельзя не отметить, что на прошедшей еще в 2000 г. конференции "Реформа системы уголовного правосудия и исполнения наказания" депутат Госдумы В.В.Похмелкин заявил, что "рассматривается также идея введения домашнего ареста как альтернативы заключения под стражу". Однако г-н Похмелкин имел в виду прежде всего альтернативные меры пресечения, а отнюдь не наказания. Между тем система альтернативных наказаний в принципе достаточно развита, чтобы говорить не об одних лишь бесплатных общественных работах. Если взять, к примеру, США, то там эта система нашла свое отражение в штрафах и постановке осужденного на определенный срок под контроль специальной службы наблюдения. Кроме того, в качестве альтернативы пожизненному заключению за сексуальные преступления предусмотрена кастрация.

Очень интересен опыт альтернативных мер, применяемых к несовершеннолетним в Нидерландах. Так, например, в случае совершения подростком незначительного преступления и по согласованию с его родителями Бюро HALT ("Альтернатива") может заставить его восстановить нанесенный ущерб – вплоть до выплаты определенной суммы из карманных денег. В специальном постановлении правительства указываются факты, позволяющие применять альтернативную форму урегулирования. В частности, такой вид наказания может быть применен за нанесение ущерба имуществу в 1500 гульденов. Проект HALT рассчитан на 20 часов, однако для подростка существует возможность и безвозмездной отработки определенного срока для общественной пользы или с целью восстановления ущерба и участие в так называемом учебном проекте продолжительностью не более 40 дней ("Квартальный проект")…

Впрочем, самое время закругляться с академической частью и посмотреть вокруг. Увидеть можно довольно много любопытного: в том или ином виде большинство перечисленных выше альтернативных санкций вполне допустимо в России. Более того, у нас она развита серьезнее, чем, скажем, в Чехии, где в качестве альтернативы предлагается лишение свободы, общественные работы, условная замена и отсрочка приговора. В нашем Уголовном кодексе, помимо вышеперечисленного, существуют: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального воинского или почетного звания, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, конфискация имущества, ограничение свободы. Штраф, или работы в той или иной форме, или арест положены, в частности, за кражу (ст. 158, ч. 1, 2), мошенничество (ст. 159, ч. 1, 2), присвоение или растрату (ст. 160, ч. 1)… По ст. 160, ч. 2 можно применить лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет… Грабеж (ст. 161, ч. 1) предусматривает, помимо лишения свободы, исправительные работы или арест. Арест положен как альтернатива тюрьме и за вымогательство (ст. 163, ч. 1). Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165, ч. 1, 2) предлагают целый букет санкций вместо заключения в местах не столь отдаленных.

Обязательные работы либо арест положены в качестве альтернативы и за вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий (ст. 152, ч. 1). Список может продолжить каждый желающий, вооруженный Уголовным кодексом.

Несмотря на все эти возможности, наши тюрьмы переполнены донельзя, между тем как значительна часть заключенных отбывает срок именно по вышеперечисленным статьям. В этом смысле становится непонятной программа, реализуемая в трех "пилотных" губерниях: словно бы от того, что в Уголовном кодексе появится еще одна дополнительная альтернатива лишению свободы, изменится практика применения статей…

Если и говорить об альтернативных санкциях, то только в контексте изменения правоприменительной системы. А правоприменительная система в нашем государстве хромает, как известно, на все ноги. Совсем недавно об этом говорил на презентации "Доклада о развитии человеческого потенциала в России" Уполномоченный по правам человека в нашей стране Олег Миронов. В своей речи он коснулся, правда, лишь проблемы реализации альтернативной службы, однако его упоминание о несоответствии правоприменительной практики федеральному законодательству актуально не только в контексте деятельности военкоматов.

Вопрос не в том, что лучше: сажать, заставлять работать или штрафовать. Однако если тюрьмы переполнены, денег в казне не сады, а дворники вымерли как вид, достаточно лишь запустить механизм, благополучно предусмотренный существующим законодательством, и расширить практику применения уже имеющихся альтернативных санкций. Этого же не происходит. Мы готовы стремглав изменить даже Конституцию, но долго, непростительно долго раскачиваемся, когда речь заходит о реализации программ или решении каких-либо проблем в условиях существующей реальности. Даже если эта реальность как нельзя лучше подходит под упомянутые реализацию или решение.

…Человек с упорством перекладывает камень за камнем на пути к цели. Когда же убран последний камень, человек не в состоянии сделать ни шагу: ему по-прежнему кажется, что путь лежит за грудой камней…


Выбор читателей