Топ 10 в кинематографе

Раз в 10 лет, начиная с 1952 года Британская Киноакадемия опрашивает ведущих мировых кинематографистов, составляя десятку самых великих фильмов всех времен и народов

C 1952 солидный британский журнал Sight & Sound проводит голосование среди ведущих кинокритиков, чтобы собрать список лучших фильмов всех времен. Журнал повторяет этот опрос каждые десять лет, чтобы выяснить, какие фильмы выдерживают испытание временем перед лицом смены критического мнения.

В 1992 журнал и Британнская Академия киноискусств (BAFTA) добавили опрос среди ведущих мировых режиссеров.

Теперь, в 2002, журнал издал его самый большой опрос до настоящего времени, получая анкеты от 145 критиков и 108 режиссеров, среди которых Тео Ангелопулос, Джим Джармуш, Мика Каурисмяки, Роджер Корман, Джо Данте, Милош Форман, Норман Джуисон, Сидней Поллок, Пол Шредер и многие другие.

Результаты интригующие.

Итак, вот десятка лучших фильмов всех времен и народов, по мнению критиков и историков кино:


1. Гражданин Кейн (Citizen Kane), 1941, Орсон Уэллс
2. Vertigo (Головокружение), 1958, Альфред Хичкок
3. Правила игры (La Règle du jeu), 1939, Жан Ренуар
4. Крестный отец, 1 и 2 части (The Godfather I and II), 1972 и 1974, Фрэнсис Форд Коппола
5. Токийская история (Tokyo Story), 1953, Ясуджиро Озу
6. Космическая Одиссея 2001 года (2001: A Space Odyssey), 1968, Стэнли Кубрик
7. Броненосец "Потемкин", 1925, Сергей Эйзенштейн
8. Восход (Sunrise), 1925, Фридрих Вильгельм Мурнау
9. Восемь с половиной (8 1/2 ), 1963, Федерико Феллини
10. Поющие под дождем (Singin' In the Rain), 1952, Стэнли Доннен, Джин Келли

А вот, по мнению критиков десятка лучших режиссеров всех времен:


1. Орсон Уэллс
2. Альфред Хичкок
3. Жан-Люк Годар
4. Жан Ренуар
5. Стэнли Кубрик
6. Акира Куросава
7. Федерико Феллини
8. Джон Форд
9. Сергей Эйзенштейн
10. Разделили : Ф.Ф. Коппола и Ясуджиро Озу


Та же самая, хотя не совсем десятка в исполнении ведущих режиссеров мирового кино выглядит так:


1. Гражданин Кейн (Citizen Kane), Орсон Уэллс
2. Крестный Отец–1 и 2 (The Godfather), Ф.Ф. Коппола
3. Восемь с половиной (8 1/2 ), Федерико Феллини
4. Лоуренс Аравийский (Lawrence of Arabia), 1962, Дэвид Лин
5. Доктор Стреджлав (Dr. Strangelove), 1964, Стэнли Кубрик

Далее три шестых места поделили:

Похитители велосипедов (Ladri di biciclette), 1948, Витторио Де Сика
Бешенный бык (Raging Bull), 1980, Мартин Скорцезе
Vertigo (Головокружение), Альфред Хичкок

А три девятых места остались за фильмами:

Расёмон (Rashomon), 1950 Семь самураев (Seven Samurai), 1954, оба Акиры Куросавы
Правила игры (La Règle du jeu), Жана Ренуара

Вот топ-10 режиссеров по мнению коллег:


1. Орсон Уэллс
2. Федерико Феллини
3. Акира Куросава
4. Ф.Ф. Коппола
5. Альфред Хичкок
6. Стэнли Кубрик
7. Билли Уайлдер
8. Ингмар Бергман
9. Дэвид Лин
10. Жан Ренуар

Какие можно сделать выводы из этих списков?

Подавляющее большинство фильмов снять в период 20-х- 60х годов. В обоих рейтингах только один режиссер снимал в 70-х, это Коппола, а также затесался Скорцезе с фильмом 1980-го года. Современного кино, таким образом по мнению кинематографистов на уровне того, что сделали предшественники не существует. Не вошли в список величайшие режиссеры- комедиографы, такие как Чарли Чаплин, хотя заслуженно присутствует недавно ушедший Билли Уайлдер. Четыре или пять американских режиссеров противостоят всем остальным, в частности одному русскому и двум японцам. Остаются итальянец, швед и два француза, что в общем, на наш взгляд, весьма и весьма спорно. Единственный британец - Дэвид Лин по достоинству оценен соотечественниками, что доказывает их относительную беспристрастность. Никаких нарочитых авангардистов и, тем более, постмодернистов в списках не значится. Всем заправляет Большой Стиль, хотя представлены почти все известные жанры- от детектива до фантастики. Некоторые режиссеры, вошедшие с фильмами в рейтинг (Ф.В. Мурнау) , тем не менее не присутствуют в качестве топ-авторов и наоборот (И. Бергман), что тоже весьма странно. Кроме того есть весьма спорные фильмы- например скучный "Лоуренс Аравийский" уж никак не может быть лучше, скажем любого фильма великого Бунюэля, вообще выкинутого академиками. По сравнению с предыдущим, десятилетней давности рейтингом вылетели фильмы Форда, Виго, Дрейера, Чаплина и индийца С.Рэя. Тем не менее благодаря публикации Sight & Sound, которая представлена на ваш суд раз в 10 лет, легко свериться с собственными предпочтениями.

Выбор читателей