Минприроды посадило Шойгу в лужу

МПР России не самое яркое ведомство среди структур исполнительной власти. Но в его ведении находится практически вся российская земля. И пока спасатели вытаскивают трупы, МПР пытается избежать катастроф

Основная тема нынешнего лета – природные катаклизмы. Наводнения и засухи, сели и пожары... Кажется, будто природа сошла с ума и намерена таки смыть и сжечь наше отечество. Оставив в стороне тему влияния природных катастроф на экономику страны, зададимся вопросом: кто возьмет на себя ответственность за то, что в очередной раз мы исправляем последствия, вместо того чтобы предотвращать беду до ее появления.

Обычно по этому поводу вспоминают регулярные наводнения в Якутии: что ни весна, то стихийное бедствие. Хотя многолетний опыт показывает, что половодье – реалия каждого года, людей начинают спасать, как правило, тогда, когда они уже сидят на крышах затопленных домов.

Пожалуй, самым поучительным примером этого года можно считать не столько Якутию, сколько южные, курортные края. В январе этого года паводковая ситуация в Краснодарском крае привела к тому, что многие жители были вынуждены покинуть свои дома. Еще через полгода этот регион дважды оказался в тисках стихии: не успев перевести дух после очередного паводка, люди оказались смыты следующим наводнением. А между тем, в конце июня звучали предупреждения о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций на юге России. Именно о селях, оползнях и наводнениях. Но, тем не менее, и в июле, и в августе эти катастрофы оказались очередной неожиданностью для спасателей.

Вот, например, такой интересный факт: сейчас сотрудники специальной комиссии на побережье Черного моря занимаются изъятием документов у владельцев построек, возведенных на берегу моря, у плотин, в устьях рек и других опасных местах. Цель - привлечь к ответственности их хозяев, а также чиновников, выдавших разрешение на такие постройки. Отдельно будет выясняться вопрос, каким образом палаточные лагеря и стоянки для автомашин отдыхающих оказались в непредусмотренных для этого местах на морском берегу и рядом с плотинами водохранилищ. Но почему это начинают выяснять только после двух наводнений?

В субботу Владимир Путин собрал в Кремле руководителей министерств, ответственных за "физическое" благополучие страны. И отметил, что МЧС со своими функциями практически не справляется. А, между прочим, ведомство Сергея Шойгу должно заниматься не только спасением "утопающих", но и предотвращением бедствий. Тем более - стихийных бедствий, возникновение которых можно предсказать и принять соответствующие меры заблаговременно.

На этом фоне показательно выглядит деятельность Министерства природных ресурсов. С одной стороны, ведомство не самое яркое на фоне постоянно мелькающих в СМИ упоминаний о МЧС, Минфине и Минэкономразвития. С другой стороны, если задуматься, то в сферу его компетенции входит практически все, что у нас есть. Добыча природных ископаемых (нефть, лес, металлы) и ловля рыбы, пользование землей и водой (едва ли только не воздухом) и так далее. А потому МПР вправе взять на себя многие функции прочих ведомств. Особенно "не справляющихся со своими обязанностями".

Так, судя по словам замминистра МПР Александра Поволоцкого, Минприроды вместе с МВД регулярно организует рейды по околоводным территориям, воюя с незаконными застройками территорий. Если бы эта операция была в свое время проделана МЧС в Краснодарском крае, сейчас следственной комиссии не приходилось бы "рассчитывать" на возбуждение уголовных дел против хозяев построек в опасных местах.

В конце прошлой недели пресс-служба Минприроды объявила о создании Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС МПР России). Министерство Шойгу тем самым попросту отставляют в сторону как не оправдавшее надежд. В перечень основных задач, возложенных на КЧС, включено (цитирую) "обеспечение готовности подразделений министерства к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, организация аварийно-спасательных и иных работ, а также участие в разработке мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего вследствие возникновения ЧС".

В Положении о КЧС МПР отмечено: "Комиссия будет осуществлять организацию инженерно-технических мероприятий по повышению безопасности функционирования подведомственных МПР России потенциально опасных объектов и разрабатывать систему защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в сфере деятельности министерства". Предполагается, что КЧС приступит на первом этапе к созданию в ряде структурных подразделений министерства экспертных групп для подготовки предложений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Та самая работа, которую выполнять должны бы, по идее, подчиненные Шойгу.

Напоследок приведу текст телеграммы, которую министр природных ресурсов Виталий Артюхов направил министру по чрезвычайным ситуациям Сергею Шойгу: "В целях обеспечения экологической безопасности, связанной с лесными пожарами, МПР России считает необходимым организовать согласованные с МЧС России совместные действия по ликвидации лесных пожаров. В ряде субъектов РФ органы МЧС отказываются выезжать по вызовам территориальных органов МПР на тушение пожаров, возникающих на участках лесного фонда... подключаются к работе только в исключительных случаях, требуя предоставление им материальных ресурсов и оплату за оказываемые услуги по ликвидации лесных пожаров". Комментарии, как говорится, излишни.

Выбор читателей