"Нашествие-2002": фестиваль скандалов

Фестиваль "Нашествие" оказался богат скандалами и открытиями: вместо "БИ-2" выступали их двойники, гитарист Дельфина скакал по сцене голышом, а Zемфира устроила вечер при свечах

Субботнее утро, уже традиционно Раменский ипподром, 11:30. К публике в костюме Гэндальфа (в компании серьезного и полномочного черного ворона) выходит Михаил Козырев и объявляет очередное "Нашествие" открытым. Под бодренькие звуки "Мумия Тролля" народ постепенно начинает приходить в себя: примерно половина присутствующих здесь наших съезжается сюда уже третий август со всех уголков России (по крайней мере европейской ее части), и некоторые начали вовсю фестивалить еще с вечера... А посему отдельные и наиболее активные участники ночных посиделок пока мирно отсыпаются – к вечеру им необходимо снова быть в форме. Ожидаются Найк Борзов, "Пилот", "Сплин" и (после длительного молчания) Zемфира... Тем временем Лагутенко&Co отыгрывают сорокапятиминутный хит-блок: шляпа, белый фрак, мурлыкающий вокал и балетная группа русалок. Как сказал потом Илья: "Это самое сложнопостановочное шоу за всю историю "МТ". Премьера: сингл "Морская капуста"; песенных премьер в течение фестиваля будет еще много. В самом начале сета гитарист "Троллей" самозабвенно лажает, затем все отстраиваются. Не надо камней: первому всегда тяжелее.

Как неоднократно заявлял главный идеолог "Нашествия" Михаил Козырев, главное отличие этого фестиваля от сборного концерта именно в том, что здесь молодые группы могут выступить перед большой аудиторией, а страна, в свою очередь, узнает наконец своих героев в лицо. Это так: за два дня фестиваля на нем выступили больше двух десятков дебютантов, имеющих в активе иногда только пару хитовых композиций. Из героев первого дня наиболее интересными показались севастопольский "Ундервуд" (дабы их ни с кем не спутали, ребята выволокли на сцену древний одноименный буквопечатающий агрегат); а также питерские "Сеtи" (сольный проект сплиновского флейтиста Яна Николенко) и днепропетровские "Я и друг мой Грузовик". Единственный хит питерцев – "Smile" – такой позитивный, очень светлый по духу; "грузовики" же демонстрировали абсолютное торжество минимализма, сделав несколько вещей практически ни на чем: вокал, бас и барабаны – и при этом звучали они очень плотно и качественно.

Кое-что из накладок прошлых фестивалей все-таки учтено: очередность и время выступления артистов расписаны заранее (единственная весомая рокировка – "Глюки" со "Снайперами" во второй день). Под прямые включения на ТВС сет-лист – более "звездный": вслед за "МТ" сегодня этой чести удостаиваются "Би-2". Вступительные аккорды толпа встречает радостным гулом, чуть позже к нему примешиваются нотки недоумения: или это у нас что-то с глазами? – вместо фронтменов группы возле микрофонов пританцовывают их миниатюрные (карикатурные) двойники (артисты-дублеры не любят, когда их называют иначе чем "маленькие")... Выход настоящих Левы и Шуры из "Би-2" сопровождается овацией, последующие полторы песни шоу на сцене более всего напоминает клип Queen "Miracle" – вы его помните? Затем следует дуэт с Чичериной "Мой рок-н-ролл" – дуэтами этот фестиваль будет тоже богат... Играется большая часть второго альбома "Би-2", находится место и для "старинного русского романса" про Полковника.

"Кукрыниксы": младшие братья "КиШ" – наверное, самая краткая и емкая им характеристика. Возглавляемые младшим братом Горшка, "Кукрыниксы" и музыкально имеют с "КиШ" весьма много общего. Вот уж правда, ягодка от яблони...

Сет Чичериной проходит также на одном дыхании – правда, на "послематчевой" пресс-конференции группа так и не появилась: пошли слухи, что сама Юлия осталась не очень довольна сегодняшним выступлением.

Украинцы Green Gray, напротив, охотно общались с журналистами. На вопрос, почему так и не был исполнен скандальный "Motherfucker", музыканты ответили просто: не было времени, так как хотели показать новые вещи. К слову, со времени прошлого "Нашествия" стиль Green Gray изменился: тогда это называлось "укр-поп", сегодня – "почти альтернатива" (хотя, на мой взгляд, с "альтернативой" группу объединяет только чуть грязноватое звучание – это одни из наших "ветеранов", которых интересно было не только смотреть, но и просто послушать). Может быть, стоит прикупить их последнюю пластиночку?

Те же, кто жаждал на фестивале какого-нибудь скандала, вскоре получили его: гитарист Дельфина добрую половину выступления отыграл будучи абсолютно голым – то есть из одежды на нем оставались только кеды. Плюс гитара. Бдительные охранники несколько раз порывались увести нарушителя спокойствия со сцены – организаторы насилу остановили их, убедив, что такова авторская концепция. По сравнению с этой выходкой и антиментовский рэп "Кирпичей", и "ругательная" аббревиатура новой группы Паштета Филиппенко "F.A.Q." (произносится, естественно, "Фак!") смотрелись детскими играми в песочнице.

Вообще, в попытке хоть как-то выделиться (перещеголять друг друга) артисты, особенно начинающие, иногда доходили просто до абсурда: как вам понравится солистка "Детей Пикассо", болтающаяся в каком-то невообразимом клочковатом наряде под крышей сцены и распевающая песенку Красной Шапочки про Африку... Лично я люблю музыку, а не художественную самодеятельность. Пять лет назад страна вот так же восторгалась "Манго-манго" и "Дюной" – где они теперь?

Если говорить только о музыке, помимо отмеченных "Грузовика", "Би-2" и Green Gray, абсолютными лидерами первого дня стали Spleen ("Сплин") и Zемфира (при свечах и кострах). Одно слово, хэдлайнеры...

Окончание в следующем номере.

Выбор читателей