Ода подводному миру Красного моря

Об обитателях морских коралловых джунглей можно рассказывать часами, размахивая руками вширь, вверх и вниз: я тут видел вот такую рыбу, побывал вот на такой глубине…

Египетский курорт Шарм-эль-Шейх (южная оконечность Синайского полуострова), как и Хургада когда-то – это небольшая бедуинская деревушка на берегу залива, которую основная курортная зона не поглотила, а оставила как бы на окраине. Все главные гостиничные комплексы располагаются к северу и вытянулись более чем на 20 километров вдоль побережья, в большинстве своем в районе залива Наама (Naama Bay). Шарм-эль-Шейх (в переводе – "Царский залив") славится прежде всего возможностями для первоклассного дайвинга (подводного плавания). Эта разновидность так называемого "активного отдыха" становится у нас все более и более популярной. Кстати, коренному населению дайвинг совершенно чужд, если, конечно, он не является непосредственным способом зарабатывания денег. Идеал же отдыха египтянина – лениво поваляться у моря, покуривая кальян или просто сигаретку, слушая Ом Кальсум – давно умершую "народную" певицу. И посматривая одним глазком, как периодически Красное море выходит из берегов при погружении замотанных с ног до головы роскошно-телесных его жен…

Турист же, погрузившись в пучины Красного моря хотя бы просто с маской, трубкой и ластами, ни секунды об этом не пожалеет, потому что подводный мир здесь захватывающ и разнообразен.

Но, прежде чем приступить к исследованию дна морского, новичкам необходимо к дайвингу подготовиться. Клубы, предлагающие курсы подводного плавания и ныряния различают по наличию прибамбасов. Некоторые даже имеют собственную декомпрессионную камеру, а другие только комнаты для обучающихся. Для тех, кто хочет заниматься дайвингом, серьезный совет: лучше как в горнолыжном спорте – потратьтесь на хорошее оборудование! За два-три года все должно окупиться. И некоторые наши соотечественники, "запавшие" на такой вид отдыха, давно привозят с собой, опровергая известную пословицу про самовар, буквально все, включая поясные грузы и преданных помощниц-любовниц. Для продвинутых любителей Шарм предлагает два наиболее популярных места – "каньон" и "башню", где погружаться надо более чем на 80 метров. Чаще всего аквалангисты совершают рейд на затонувший английский пароход "Тистилхорн", подбитый в 1942 году немецкой торпедой. А на другой стороне, за Хургадой, Макади Бэй и Сома Бэй есть еще один известный "утопленник" – затонувший в 1991 году паром "Салем-экспресс".

В акватории курорта наиболее примечательными местами считаются "риф Джексона" (классное место с почти отвесными стенами и черными кораллами), не менее красочный "голубой грот" и, конечно же, сам национальный парк Рас-Мухаммад (Ras Mohammed). Здесь поистине огромное разнообразие кораллов всевозможных форм и расцветок: круглых, плоских, разветвляющихся. И все же не стоит ломать на память веточку или подбирать обломок со дна – за это "правонарушение" дерут огромные штрафы (говорят, 1000 баксов – не проверял, не знаю). Кстати, не все кораллы безобидны, некоторые могут постоять за себя – и тогда при контакте вам гарантирована неприятного вида сыпь и весьма болезненное жжение.

С группами почти всегда погружается кинооператор. Кассеты с записью стоят от 14 до 40 долларов, цена напрямую зависит от мастерства и профессионализма оператора. Можно поступить проще: купить специальную одноразовую камеру для подводной съемки. Стоит она около 25 долларов и продается практически везде. А снимать или просто глазеть есть на что. На серебристых сарданелл, на тунцов, макрелей, ярко-голубых пеламид, амфиприонов… Здесь же можно повстречать гигантскую черепаху и даже "наполеона" – огромную рыбу, которая получила свое название из-за большого выступа на голове, напоминающего головной убор французского императора.

Какой только диковинной живности тут нет – одних только рыб 400 видов! Причем пятая часть всех морских обитателей живет только в этих водах и больше нигде. Красное море – уникальное в своем роде: почти самое соленое на планете (не считая Мертвого, но там никто не живет); самое теплое – средняя температура воды не опускается ниже +18°, а в августе +27°. Наконец, оно самое чистое, так как в него не впадает ни одной речки, которые обычно несут с собой ил и грязь. И, кажется, не выливаются никакие отходы из отелей. Не то что у нас в Сочи или Крыму.

Здесь обитали даже русалки – утверждали очевидцы еще с древности! Вероятно, за них путешественники принимали дюгоней, совершенно безобидных, питающихся исключительно водорослями, но весьма внушительных габаритов: три метра и почти 400 килограммов веса. А самку с детенышем в сумерках, да издалека, да в жару – вполне можно было принять за русалку: на груди у дюгоня два сосца, и самка, когда кормит малыша, держит его вертикально. Вот так и рождаются мифы.

Об обитателях морских коралловых джунглей можно рассказывать часами, размахивая руками вширь, вверх и вниз: я тут видел вот такую рыбу и побывал вот на такой глубине… А когда их кормишь, вокруг настоящий живой аквариум. Стайки разных рыбок тут же налетают на добычу, и они чем-то очень напоминают надводных обитателей здешних мест – египтян, сбегающихся к туристам в надежде получить бакшиш…

Различают, кстати, дневные и ночные погружения. Днем среди кораллов резвятся безобидные рыбешки ("летучие мыши", "губанчики", "ангелы"), ночью же на охоту выходят хищники. И у всякого свой стиль: безобидный с виду полип с длинными раскачивающимися щупальцами стреляет парализующим ядом в рачков, а рыба-клоун умеет маскироваться под коралл и долго выжидать свою жертву, покачивая длинным спинным плавником, который выполняет роль удилища. Правда, для ныряльщиков "клоун" совершенно не опасен, несмотря на устрашающий вид. Да и вообще абсолютное большинство морских (да и всех остальных) гадов на человека без особой причины не нападают. Другое дело, когда "нашему" дайверу непременно нужно дернуть кого-то за хвост или попытаться сфотографироваться с муреной или барракудой в обнимку. Считается еще, что шансов встретиться с акулой в прибрежных водах отелей мало. Но это не совсем так. Инструктора часто ловят руками маленьких акул (помещаются в ведре, потом отпускаются), чтобы показать потом всей группе. Но это когда они свободны. Ребята эти напропалую любезничают с женским составом группы, так что на другое времени у них почти не остается. Часто флирт продолжается и под водой, инструктор плавает со своей пассией под ручку вместо того, чтобы с таким же вниманием наблюдать за компасом. Бывает, что в синем пространстве можно долго двигаться без всяких ориентиров, пока воздух не кончится. И, благодаря коварным подводным течениям и потерявшим от давления гормонов голову инструкторам, выплыть совсем не там, где планировалось.

Это, пожалуй, самое неприятное, что может грозить вам в подводных одиссеях.

Выбор читателей