Взрывать иль не взрывать

Палестинские группировки оповещают мировое сообщество о готовности остановить волну взрывов, направленных против израильтян, и вместе с тем клянутся бороться с "сионистами" всеми доступными им способами

О непредсказуемости Востока сказано много, а дела, там творящиеся, подтверждают народную мудрость. Боевые палестинские группировки умудряются одновременно оповещать мировое сообщество о готовности остановить волну взрывов, направленных против израильтян, и вместе с тем клянутся бороться с "сионистами" всеми доступными им способами. Самое интересное, что оба посыла находят своих адресатов, вполне уверенных в искренности сказанного. Европа горит желанием вот-вот прослыть "окончательным" миротворцем, утихомирившим палестинское сопротивление, а израильтяне и радикалы из сектора Газы готовятся к новым эксцессам.

Так, три самые крупные палестинские группировки – "Хамас", "Исламский джихад" и "Народный фронт освобождения Палестины" – отвергли план прекращения огня, согласованный министром обороны Израиля Биньямином Бен-Элиезером с руководителями служб безопасности Палестинской автономии Мохаммедом Дахланом и Абделем Разеком Йихие. По этому плану, израильская армия должна покинуть сектор Газа и Вифлеем, а контроль за соблюдением безопасности в этих районах на себя возьмут палестинские службы. Израиль уже заявил, что в ближайшие сутки начнет вывод своих войск. Однако "Хамас" и другие боевые организации считают, что этот шаг еврейского государства не более чем уловка, направленная на прекращение интифады. Освобождение всех захваченных территорий – вот главное условие радикально настроенных палестинцев для прекращения огня и терактов.

Вместе с тем, под нажимом Европы, изо всех сил старающейся умиротворить хамасовцев и их братьев по оружию, палестинские экстремисты вынуждены в некоторой степени обуздывать свой радикализм. Отсюда и маловразумительные заявления вроде следующего: "Сопротивление найдет способы вести борьбу, не противореча при этом властям Автономии. Наше оружие будет направлено на сионистского врага – и только на сионистского врага".

Возможно, эта цитата, переданная The Jerusalem Post, является отголоском секретных переговоров, почти месяц ведущихся представителями Евросоюза с экстремистскими группировками. Олистер Крук (Alistair Crooke), прежде возглавлявший одно из разведывательных управлений британской МИ6, а сегодня являющийся уполномоченным ЕС на мирных переговорах по Ближнему Востоку, последние недели работал не покладая рук. Перед Круком стояла почти невыполнимая задача – согласовать между всеми сколь-нибудь значимыми палестинскими группировками план, предусматривающий отказ от проведения атак смертников в Израиле. На этот час – а ситуация на Ближнем Востоке меняется мгновенно – европейцы и палестинцы чрезвычайно близки к такому соглашению. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что заговорить о некоторых деталях переговоров взялся высокопоставленный представитель "Фатх", довольно близкого к самому Ясиру Арафату движения.

В переговорах, ведшихся в Газе, приняли участие представители 12 палестинских групп. Все они подтвердили принципиальную готовность реформировать Палестинскую автономию, провести в ней свободные выборы и прекратить засылку шахидов внутрь территории Израиля. Все это обещано сделать в обмен на… экономическую помощь ЕС. Суть этой помощи не уточняется.

По некоторым данным, Круку удалось снизить воинственность палестинцев еще в июле и тогда же уговорить "Фатх", "Хамас" и прочие группировки прекратить взрывы на улицах израильских городов – на это якобы даже согласился непримиримый враг Израиля, духовный лидер "Хамас" Шейх Ахмед Яссин (Sheik Ahmed Yassin). Однако несвоевременный налет израильских ВВС на дом одного из командиров "Хамас", Шейха Салах Шехадеха (Sheik Salah Shehadeh), погибшего вместе с 14 другими палестинцами, в том числе и безвинными детьми, сорвал столь близкий к осуществлению план. "Хамас" тогда ответил новой волной терактов.

Последние недели Крук пытался восстановить ситуацию на позициях начала прошлого месяца. Ему это удалось: по некоторым сведениям, соглашение могло быть подписано уже в прошлый четверг, однако "возникший в последний момент спор" отложил столь важное событие на несколько дней. И показал, кстати, как хрупки все подобные договоренности. Если соглашение все-таки будет подписано, это станет самой большой ближневосточной сенсацией за последнее время.

Выбор читателей