"Моссад" может возглавить выходец из СССР

57-летний уроженец России, генерал-майор в отставке Меир Даган (Губерман) рассматривается Ариэлем Шароном в качестве кандидата на пост руководителя "Моссад". Он считается одним из лучших в мире специалистов по борьбе с террором

По информации компетентных источников в Иерусалиме, 1 октября завершается период пребывания Эфраима Ха-Леви на посту главы израильской разведывательной службы "Моссад", после чего он займет должность руководителя Совета национальной безопасности (СНБ). Вместе с тем его преемник до сих пор не назначен. При этом важность предстоящих перемен в "Моссаде" объясняется не только особой ролью данной спецслужбы в обеспечении безопасности еврейского государства. Уход Ха-Леви в СНБ повлечет за собой целую серию перестановок в высших эшелонах государственных структур, ответственных как за безопасность Израиля, так и за его внешнюю политику. Поэтому тот факт, что решение о преемнике Ха-Леви затягивается уже на протяжении месяца, создает атмосферу некоторой неопределенности и даже напряженности в высшем руководстве ряда упомянутых структур.

Соломонова дилемма

Согласно упомянутым источникам в Иерусалиме, в последние полторы недели Ариэль Шарон завершил проведение встреч со всеми кандидатами на пост главы внешней разведки. В ходе прошедших весьма продолжительных собеседований Шарон попытался не только ближе познакомиться с каждым из кандидатов, но интересовался и их взглядами по вопросам разведдеятельности, внешней политики и общегосударственной безопасности. Премьер-министр опросил 5 человек, трое из которых – армейские генералы в отставке и двое – непосредственно связаны с работой "Моссада".

Именно в ведомственной принадлежности этих пяти кандидатур и кроется основная проблема выбора для главы правительства. Сейчас он должен принять решение, будет ли следующий руководитель разведки выходцем из ее рядов, или же целесообразнее назначить на этот пост заслуженного генерала с богатым военным опытом. В окружении Шарона мнения по данному поводу разделяются почти поровну. Однако большая часть приближенных премьер-министра уверены, что в условиях продолжающейся интифады, способной перерасти в более широкомасштабный конфликт, а также в свете растущей угрозы со стороны Ирака и Ирана, "Моссад" должен возглавить представитель армейского командования. В свою очередь, их оппоненты ссылаются на печальный опыт предшественника Ха-Леви – Дани Ятома, утверждая на этом основании, что руководить разведкой должен человек, знакомый с ее работой "изнутри".

Сам Ха-Леви, к мнению которого премьер прислушивается довольно внимательно, придерживается последней точки зрения. Шеф "Моссада" поддерживает двух кандидатов, которые уже на протяжении многих лет неразрывно связаны с этой спецслужбой. Речь идет о двух высокопоставленных офицерах, имена которых израильская цензура до сих пор категорически запрещает публиковать. Несмотря на это, имя одного из них все же известно – Илан Мизрахи, второй же кандидат пока остается полностью засекреченным.

"Своя" компания

Те немногие представители израильских силовых структур, кто лично знаком с Иланом Мизрахи, отмечают его уникальный опыт оперативной работы за границей, неординарный образ мышления и поразительное умение контролировать ситуацию в самой неожиданной и опасной обстановке. Он считается одним из высококласснейших профессионалов израильской разведки. За годы службы Мизрахи участвовал в десятках крупнейших операций "Моссада", детали которых до сих пор остаются государственной тайной.

Вторым кандидатом в преемники нынешнего шефа разведки является один из высших ее офицеров в отставке, имени которого израильские СМИ обязались не разглашать. Уроженец киббуца на севере страны, он сделал блестящую карьеру в рядах спецназа десантных войск, даже заняв в 70-х должность заместителя командующего этим элитным подразделением. За годы многолетней службы в "Моссаде" этот человек занимался в основном оперативной работой, а в последние годы руководил одним из важнейших отделов внешней разведки. Приблизительно год назад этот человек вышел на пенсию и занялся частным бизнесом. Основным местом своей новой деятельности он избрал Западную, а затем и Восточную Европу, выступая в качестве консультанта и посредника в вопросах безопасности и продажи соответствующего спецоборудования. Однако, столкнувшись на европейском рынке с конкуренцией со стороны своих многочисленных соотечественников, в частности выходцев из военной разведки АМАН и Службы общей безопасности ШАБАК, бывший офицер "Моссада" не сумел найти собственную нишу. Как следствие, он понес значительные убытки и в конечном итоге был вынужден покинуть данную сферу деятельности.

Эфраим Ха-Леви, отдавая некоторое предпочтение Илану Мизрахи, энергично поддерживает обоих кандидатов. В то же время, многие высокопоставленные офицеры силовых структур и члены ближайшего окружения израильского премьера больше симпатизируют второму из них. По их мнению, Мизрахи хоть и является бесспорным мастером своего дела, все же не соответствует должности главы "Моссада". Он представляется "серой лошадкой" даже для своих коллег из других израильских спецслужб, не говоря уже о зарубежных. Утверждается также, что, проработав многие годы на нелегальном положении за рубежом, Мизрахи не имеет опыта ведения официальных переговоров на высшем уровне и почти не знаком с внутренней "кухней" израильского политруководства.

Вместе с тем, многие представители армейского командования и ближайшего окружения главы правительства еврейского государства считают, что преемником Ха-Леви должен стать человек, прошлое которого вообще никак не связано с разведкой. Позиция мотивируется тем, что оба кандидата от "Моссада" находятся в близких отношениях с нынешним шефом этой спецслужбы. В том случае, если один из них возглавит разведку, Эфраим Ха-Леви, который вскоре станет руководителем СНБ, обретет беспрецедентное влияние как на систему безопасности так и на внешнюю политику страны. Чтобы избежать подобной ситуации, предлагается назначить его преемником одного из трех армейских генералов в отставке: Шломо Йаная, Амирама Левина или Меира Дагана.

Оптимальная альтернатива

50-летний уроженец Холона генерал-майор Шломо Йанай, до января сего года возглавлявший Отдел планирования ЦАХАЛа (Армия обороны Израиля), считается одним из опытнейших израильских генералов. Начав свою служебную карьеру в качестве офицера танковых войск, в войне Судного дня он оказался чуть ли не на самом опасном участке военных действий. В одном из боев Йанай получил тяжелое ранение, а в дальнейшем был награжден знаком отличия за отвагу, проявленную во время войны. В конце 70-х – начале 80-х годов Шломо Йанай окончил Командно-штабную академию ЦАХАЛа (ПУМ), а также получил степень бакалавра по международным отношениям и экономике в Тель-авивском университете. В ходе операции "Мир Галилее" в качестве заместителя командующего танковым полком принимал участие в военных действиях в западных районах Ливана. В 80-90-е годы Йанай получил еще одну степень бакалавра, по общей истории, а также окончил Академию национальной безопасности в Вашингтоне и университет Джорджа Вашингтона.

Прослужив на различных командных должностях в танковых войсках ЦАХАЛа, в 1996 году Йанай стал командующим Южного военного округа, а год спустя занял свою последнюю должность в армии – начальника Отдела планирования.

В конце прошлого года министр обороны Израиля Беньямин Бен-Элиэзер предложил Шломо Йанаю занять пост командующего Северным военным округом. Один из доводов главы оборонного ведомства заключался в том, что благодаря этому Йанай станет кандидатом на должность преемника Моше Яалона – начальника Генштаба ЦАХАЛа. Однако после того как последний назначил своим заместителем бригадного генерала Габи Ашкенази, Йанай подал в отставку и недавно после нескольких месяцев отпуска вышел на пенсию. Сторонники Шломо Йаная подчеркивают и его особые отношения с руководством спецслужб и силовых структур США. Кстати, мало кто знает, что он уже на протяжении многих лет поддерживает весьма тесные связи с нынешним шефом ЦРУ Джорджем Тенетом.

В свете всего вышесказанного, некоторые представители ближайшего окружения Шарона уже сейчас уверены, что в конечном итоге его выбор падет именно на Йаная. Вместе с тем, в качестве кандидатов на должность главы "Моссада" рассматриваются еще две кандидатуры.

Слово за премьером

Прежде всего это 57-летний уроженец России, генерал-майор в отставке Меир Даган (Губерман). На протяжении многих лет он поддерживает тесные отношения с Ариэлем Шароном, и, являясь высококлассным востоковедом-арабистом, считается одним из лучших в мире специалистов по борьбе с террором. Кстати, в 1996-97 годах Даган возглавлял антитеррористический штаб при канцелярии премьер-министра, относящейся к СНБ.

Еще один кандидат, и опять же бригадный генерал в отставке – 56-летний Амирам Левин. В прошлом он занимал различные командные должности в армии, в том числе и в элитарном спецназе Генштаба ЦАХАЛа. Окончив службу в должности командующего Северным военным округом, Левин осенью 1998 года был назначен Нетаньяху на пост заместителя Эфраима Ха-Леви. Через несколько недель после его вступления в должность выяснилось, что Левин и его начальник совершенно несовместимы. Это проявлялось практически во всем, от мелких нюансов текущей работы до глобальных вопросов стратегического характера. Столь явный контраст между начальником и его заместителем незамедлительно отразился на внутренней ситуации в "Моссаде". С самого начала Амирам Левин проявлял весьма высокую степень независимости, создавая своими действиями некую "автономию". Уже к концу 1998 года израильская внешняя разведка фактически оказалась расколотой на два противоборствующих лагеря, каждый из которых имел своего собственного руководителя. "Сторонники Левина" были уверены, что уже в самое ближайшее время их патрон сменит Эфраима Ха-Леви, а их преданность будет вознаграждена сполна. Амирам Левин постоянно стремился расширить круг своих полномочий, что, естественно, вызвало резкое недовольство его начальника. В конце концов это внутреннее противостояние завершилось вмешательством главы правительства Эхуда Барака. В марте 2000 года Амирам Левин был вынужден уйти в отставку.

Теперь же решение Шарона в пользу Левина или Дагана способно повлечь за собой весьма негативные последствия. В том случае, если преемником Ха-Леви будет назначен старый соратник премьера, это наверняка вызовет резкую критику в адрес Шарона со стороны многочисленных политических оппонентов. Если же глава правительства решит поддержать кандидатуру Амирама Левина, то против того выступят прежде всего многие высокопоставленные офицеры самого "Моссада".

Именно поэтому наиболее вероятной кандидатурой сегодня называется бригадный генерал Шломо Йанай. Не исключено также, что его замом будет назначен один из двух перечисленных кандидатов от разведки, в частности "безымянный" офицер, ушедший год назад в сферу частного бизнеса. По сведениям уже упоминавшихся источников в Иерусалиме, окончательное решение скорее всего будет принято премьер-министром на следующей неделе, после того как в воскресенье он вернется из отпуска.

"Новости онлайн" специально для "Yтра".

Читайте также

Выбор читателей