Сага о собачьем дерьме

... "Москва в говне, как в ожерелье". Не очень романтично? Мэрия Парижа ввела жестокий штраф для владельцев собак, загадивших столицу любви. В Москве ежедневно прибывает от 70 до 3000 тонн собачьего дерьма

Весенним Yтром я торопилась пройти через сквер к станции метро "Отрадное", но то и дело приходилось тщательно обходить в силу сезона всплывшие вонючие собачьи кучки. Сама собой сложилась в голове строка: "Москва в говне, как в ожерелье". Не очень романтично, правда? Это я к тому, что идея этой статьи появилась давно. А тут и повод развернуть эту тему появился.

Вслед за администрациями Лондона и Рима мэрия Парижа ввела весьма жестокий штраф для владельцев четвероногих питомцев, чрезвычайно загадивших столицу любви и романтики. Если в Лондоне штраф за неубранные за своим животным экскременты символический - всего 25 фунтов стерлингов ($39), хотя в особых случаях он может быть увеличен до максимума - 1 000 фунтов, то римлянам не так повезло. Если там владельцы собак будут пойманы при выгуле без специального комплекта для уборки экскрементов, они могут быть оштрафованы уже на 150 евро. Парижане, будучи людьми небедными, и санкции придумали более жесткие: 183 евро ($182) за такую же провинность. "Парижские любители собак, остерегайтесь: уберите ваших пачкунов, или раскошеливайтесь на огромный штраф!" - так звучит самое последнее предупреждение заместителя мэра Парижа Ива Контассо. "Я исхожу из простого принципа: если вы загрязняете окружающую среду, вы должны за это платить", - сказал он.

И только обсудив эту проблему со специалистами, я поняла, что тема экскрементов на городских улицах отнюдь не проста, и никто толком не знает, как к ней подступиться. Начнем с того, что говорить о проблеме содержания животных, конечно, можно и нужно. Но есть большая разница между просто возмущением при виде песика, присевшего справить нужду на школьной площадке, и узаконенной формой противления этому факту. И все потому, что, согласно российским законам, животное является движимым имуществом граждан и не должно быть зарегистрировано. Исключение прошлого года - лошади, да и те подлежат регистрации рекомендательно.

Дальше. Статистики, реально отражающей количество домашних собак, хотя бы пару раз в сутки отправляющихся на прогулку, совмещенную с отправлением естественных потребностей, нет и быть не может. В силу того, что вообще учет количества животных – собак и кошек, - содержащихся хозяевами, не может быть поставлен ни со стороны кинологических клубов, ни ветеринарными службами. Последние могут вести только примерный учет домашних собачек, исходя из добровольного их (хозяев с питомцами) появления в ветеринарном пункте для прививания животного. Например, по данным Объединения ветеринарии Москвы, в прошлом году в нашем городе было вакцинировано примерно 150-160 тыс. собак.

По данным президента Союза кинологических организаций России Владимира Уражевского, почти в каждой третьей российской (и московской в частности) семье есть животные. Собак среди них – преобладающее большинство. В.Уражевский считает, что, говоря о Москве, можно предполагать, что в городе постоянно проживают примерно 700 тыс. собак разных пород.

Эти сведения несколько разнятся, но опять же гипотетически, с предполагаемым количеством четвероногих друзей со столичной пропиской, которые назвала начальник Отдела городской фауны Москвы Т.Н.Павлова. Она считает, что речь может идти о том, что практически каждая вторая семья содержит собаку. Следовательно, только собак, проживающих с хозяевами, в столице около миллиона. А по оценкам биологов, еще и 15-18 тыс. в среднем и максимум 20 тыс. бездомных собачек населяют московские улицы.

Ну а теперь припомните, когда в последний раз(!) или вообще видели ли вы милую сердцу картину: склонившегося для уборки собачьих фекалий хозяина с аккуратным пакетиком? Спрашиваю неспроста, ибо в Приложении №1 к постановлению Правительства Москвы от 8 февраля 1994 г. "О временных правилах содержания собак и кошек в г.Москве", действующих, кстати сказать, и поныне, в разделе 2 "Обязанности владельца животного" черным по белому написано: "Владельцы животных обязаны поддерживать санитарное состояние дома и прилегающей территории. Запрещается загрязнение собаками подъездов, лестничных клеток, лифтов, а также детских площадок, дорожек, тротуаров. Если собака оставила экскременты в этих местах, они должны быть убраны владельцем".

И никаких двусмысленностей. Нагадили – уберите. Представьте ситуации: малыш промахнулся мимо горшка, за парализованным давненько не убирали судно, да все в условиях дорогой вашему сердцу квартиры. Сколь долго вы станете терпеть этот беспредел? Но малыш вырастет, старик, как это ни грустно, когда-то умрет. И только животное останется в одной поре – животным, и многие годы ежедневно будет выдавать "на гора" определенное количество твердой каловой массы. А убирать за собой – никогда.

По данным справочника "Физиологические показатели и нормы животных", собаки выделяют от 100 до 300 граммов фекалий в сутки. Надо иметь в виду, что это зависит еще и от массы самой собаки, собенностей ее обмена веществ, вида корма. Не поленитесь, умножьте на количество собак в нашем городе и ужаснитесь. Итак, по минимальным оценкам - 70 т, по максимальным – 3000 т собачьего дерьма ежедневно оказывается на улицах мегаполиса, претендующего на звание столицы цивилизованного государства. Помните картину Верещагина "Апофеоз войны"? Если совсем не в лом кому – попробуйте представить аналогию на тему "апофеоз собачьего дерьма". Тоже вздрогнете.

Я сомневаюсь, что кто-то из владельцев собак, будучи в здравом уме и твердой памяти, наслаждался бы видом и прочими эффектами копящейся в квартире фекалийной массы. Так почему же все это "добро" без зазрения совести сбрасывают собачки и в лифтах, и в подъездах, и на пороге дома, и во двориках, и в песочницах, и в парках, и на школьных и детсадовских площадках, и на тротуарах?!! Почему стало обыденным то, что и взгляд, и нога страдают от такого "соседства" с братьями меньшими? Почему мы допускаем то, что дети на уроке физкультуры, проводящемся на открытом воздухе, "поправляют здоровье", вдыхая ко всем прочим городским миазмам еще и эту специфичную пыль? Какой же выход есть для избавления нас любимых от этой беды? Прежде всего, по мнению экспертов "Yтра", должна быть серьезная законодательная база. Не слабее парижской, уверена я сама. Также было бы полезно существенно изменить и работу с собаководами, считает главный кинолог страны В.Уражевский.

В прекратившем с 1 июля с.г. действие Административном кодексе за загаживание животным территории полагался немудреный штраф – 40 рублей. По старым ценам деньги были немалые, но для нашего времени – символические. И такой штраф мог быть исключительно орудием психологического давления на нерадивого хозяина жучки, регулярно пачкающей коврик перед вашей квартирой, или питбуля, от одного вида нежно-розовой мордочки которого ваш ребенок начинает заикаться. В новом законе эта тема вообще не поднята. Остается надеяться на новый проект закона "О животных", который уже разработан, прошел стадию согласования и уже в конце сентября будет представлен сначала в правительстве Москвы, затем, при условии одобрения, в городской думе. В этом проекте предложено наиболее полно регламентировать защиту животных от людского произвола, будь то научный эксперимент, домашнее собаководство или цирковой номер. Причем и здесь разработчики проекта сильно ограничены федеральными законами. Они предлагают узаконить весьма мудреную формулировку наказания в виде 20-30 МРОТов: за нарушение правил безопасности и покоя граждан при выгуле собак без поводка и намордника, так как это подходит под положение о публичном пользовании вещью, находящейся в собственности (об этом писали ранее.) А о собачках-засранцах и их хозяевах – ни слова!

Надо отметить, что представители и Отдела городской фауны, и кинологических клубов говорят о том, что вполне можно было бы воспользоваться опытом других стран, где хозяева животных давно знают о том, что и как надо делать, если псинка "опростоволосилась". Такая работа во многих странах налажена давно и весьма необременительна. Например, в Майями (США), не разрешено иметь более одной собаки на 20 домов (имеются в виду частные особняки) и при условии, что песик будет не более 15 кг весом. Для сравнения: советские педиатры считали, что это вес трехлетнего ребенка на уровне дистрофии. И вот таким "деткам" по всему городу развешаны особые ящики со всеми полагающимися туалетными принадлежностями.

Мое воображение поразили такие же ящики-скворечники на белоснежном пляже в, казалось бы, Богом забытом месте. В Северном море на Вангероге, одном из Восточно-фризских островов, постоянно проживают 200-250 человек, а поди ж ты, как они себя уважают и берегут!

Что надо сделать, чтобы избавить россиян от ежегодного прослаивания собачьим дерьмом улиц наших городов и поселков? Прежде всего, начинать надо бы с тех, кто сотрудничает с собаководческими клубами. Именно через клубы, через людей, уже настроенных на порядок и сотрудничество было бы правильнее всего начинать внедрять идею более грамотного ухода за животным, уверен В.Уражевский. Должно быть налажено производство недорогих приспособлений для уборки кучек – одноразовых пакетов с клейкой клипсой, совков и веников. Должна быть простая система распространения этих средств. И четкое понимание владельцами животинок – это надо, это правильно – убрать за своим животным.

Т.Н.Павлова, будучи владелицей трех собак, считает, что помочь наладить такой сервис должны и сами недовольные граждане, выражая свое недовольство не вообще, а конкретно участковому или в районную управу. И медленно, постепенно, как, допустим, в случае с парковками, вывозом мусора, озеленением газонов и проч., люди привыкнут делать доброе дело как естественное. Правда, я попыталась узнать, приходят ли москвичи с такими жалобами, скажем, в управу. Только в микрорайоне Царицыно (!) припомнили, что такая жалоба была около года назад. Кому-то стало неприятно, что испачкан центральный пятачок местной достопримечательности – Царицынского парка.

Но при этом Т.Н.Павлова отметила, что после печальной гибели нерадивой хозяйки трех собак этим летом, ГУВД Москвы намного активнее стало идти на контакт с Отделом городской фауны в вопросах, касающихся собаководства. И это сотрудничество тоже может привести к наведению большего порядка в экологии столицы, хотя бы в таком интимном деле, как собачьи какашки.

Стало быть, дело за малым. Надо более уверенно защищать наше общее право жить в чистоте, просто не замалчивать проблему, а пытаться решить ее. Дело за вами, собаководы. И за нами, к этой касте не относящимся.

Выбор читателей