Подделка и копия. Почувствуйте разницу

Жажда обладания красивыми и уникальными произведениями искусства породила еще один "смежный" бизнес - качественные подделки. Подделки отнюдь не стоит путать с копиями. Их разнят цели создания продукта

Это не столько копия Гогена, сколько подделка
Жажда обладания красивыми и уникальными произведениями искусства породила еще один "смежный" бизнес - качественные подделки. Подделки отнюдь не стоит путать с копиями. Их разнят цели создания продукта, хотя и качество в этом деле – отнюдь не последнее дело. Если копирование является одним из элементов обучения при художественном творчестве, то подделка, созданная для коммерческих целей, это уже часть обмана, подпадающего под действие закона "Об авторском праве и смежных правах". Но в "Жизнеописаниях художников" Джорджо Вазари рассказано о том, как даже Микеланджело в молодости с помощью высокого покровителя удалось настолько удачно состарить мраморную статуэтку спящего Купидона, что это помогло ему не только заработать приличную сумму, но и получить известность. Правда, не на долго и скандальную отчасти, но это уже другая история. Стало быть, грань между копией и подделкой действительно была и есть.

Понимают это давным-давно и умудренные опытом эксперты-оценщики, и непосредственно коллекционеры. И только некоторым буквально мастерам копии настолько удаются их творения, что ценители принимают их как самостоятельные произведения искусства. Так было, например, с Альгео Доссена, который заполонил многие музеи и частные коллекции "римскими этрусскими" творениями из мрамора и глины. Но в 1928 г. англичанин Парсонс оборвал этот удачный бизнес, рассказав миру об "ателье" в Риме. Доссена, действительно талантливому человеку, ничего не оставалось, как признаться в том, что долгое время подделывал произведения искусства.

Но сколь ни твердили миру, что ложь вредна, до сих пор рынок фальсифицированных произведений искусства существует, развивается и кормит много народа. Примером тому может быть деятельность английского художника Джона Майата. Он весьма плодовит: за 10 лет подделал 200 работ Моне, Матисса и др. При этом он умудрился обвести вокруг пальца экспертов на аукционе "Кристис", и те приняли его "шедевр" за оригинал. Но и обманщику тот конфуз не простили. В 1999 г. мастер был осужден на год тюремного заключения. Отсидев в Брикстонской тюрьме, Джон Майат решил начать зарабатывать честным путем. Простейший для него путь к этому – выставлять собственные работы-подделки. Просто удивительно, как он не додумался до этого раньше. "Смешно сказать, но ни одна из написанных мною картин ранее не выставлялась с моей подписью", - усмехался художник. "The Times", в свою очередь, отметила, что если бы выставляемые им полотна были настоящими, то их общая стоимость достигла бы $150 миллионов".

А сегодня в Дюссельдорфе открывается выставка самых известных подделок произведений мирового искусства от "работ" Винсента ван Гога, Клода Моне, Августа Ренуара, Поля Сезанна, Франца Марка, Густава Климта и до "творений" Поля Гогена.

Общая стоимость 100 подделок - картин, написанных маслом, акварелей, резьбы по дереву и медной чеканки составляет около €1,5 миллионов. Но с оценочной стоимостью оригиналов, уходящей в поднебесье, им не тягаться - €3,8 млрд – это серьезно.

Выбор читателей