Живот или смерть!

Мы изменили среду, в которой живем, за невероятно короткое время (одно или максимум два поколения) - и это не могло не сказаться на формировавшемся с древнейших времен метаболизме

Среди фундаментальных загадок, волнующих человечество, одна связана с избыточным весом. Можно сказать, что она является одной из главных: человечество буквально помешано на диетах, шейпинге, фитнессе и прочих практиках похудания.

За последние 20 лет средний вес человека значительно увеличился. Если в 1980 г. среднестатистический мужчина весил 73,7 кг, а женщина - 62,2 кг, то теперь эти показатели составляют соответственно 81,6 и 68,8 кг.

Несмотря на мощную индустрию похудания, полных людей меньше не становится. Толстякам особенно обидно, что существует прослойка людей с врожденным иммунитетом к полноте. Они могут есть ничуть не меньше, чем современные гаргантюа и пантагрюэли, сохраняя стройность фигуры. Почему у одних жратва откладывается в виде жира, а другим –не идет впрок, сгорая в неведомых печах организма?

Медики одной из американских клиник решили понаблюдать, как будет меняться вес у шестнадцати человек, если им дополнительно к обычному питанию скармливать ежедневно еще по тысяче килокалорий. Это существенная прибавка к питанию. Если перевести ее на язык конкретных продуктов, то она будет соответствовать примерно двум "Биг Макам". Для еще большей наглядности отметим, что тысяча килокалорий составляет в среднем половину суточных калорий, рекомендуемых для женщин. Среднестатистическому мужчине требуется 2500-2800 килокалорий, так что дополнительная тысяча тоже не должна была исчезнуть бесследно.

И вот, проводя эксперимент, ученые смогли воочию убедиться, что дополнительная порция впрок идет не всем. Неизбежная прибавка в весе у разных "подопытных кроликов" колебалась от 900 грамм до 7 с лишним килограмм.

Из наблюдений за обжорами-добровольцами, которые продолжались восемь недель, можно заключить, что люди с иммунитетом к полноте набирали в неделю чуть более ста грамм, а склонные – в десять раз больше. Физические нагрузки у всех были примерно одинаковы.

Исследователи применяли различные методы наблюдения и исследования. Сначала определили неизбежные потери калорий, который уходят на поддержание жизнедеятельности в покое (так называемый основной обмен) и на пищеварение. Возможно, некоторым это покажется странным, но поглощение пищи не только приносит нам калории, но часть их и забирает – для того, чтобы пища усвоилась, организм тратит калории. Другое дело, что в продуктах энергии больше, чем нужно для их усвоения.

И вот, при прочих равных условиях, у одних прибавка в весе составила меньше килограмма, у других – больше семи. Почему такое неравноправие? Оказывается, все дело в суете – в мелких, бессмысленных или суетливых движениях. Любое движение идет в счет – сел, встал, почесал за ухом, потянулся, подергал ногой, размял плечи, повернулся на стуле и т.д. и т.п. Получается, что на таких мелочах могут сгорать сотни килокалорий в день. Совершенно очевидно, что большинство из нас не недоедает, если не сказать больше. Не толстеют же те, кто суетится. Как "включается" эта суета, неясно. Конечно, все это происходит автоматически, подсознательно. Сказывается темперамент, склад характера, наследственность. Ученые не исключают и гормональные сдвиги, запускающие суетливое поведение. Но повторимся, точные пусковые механизмы феномена пока неизвестны.

Все четыре представительницы прекрасного пола, участвовавшие в исследовании, суетились меньше всех и набрали вес по максимуму. Конечно, для окончательного приговора женскому полу этих наблюдений маловато, но единодушное поведение женщин настораживает, и оптимистические нотки в дамский прогноз не вносит.

Обилие жирной пищи в рационе населения богатых стран поставило человечество перед одной из самых непростых эволюционных проблем. Человечество в настоящее время проходит через эру перемен, подобную той, которая имела место два столетия тому назад, заявил профессор Эндрю Прентис, выступая на научной конференции в британском городе Лейстере. Тогда рост среднего европейца увеличился более чем на 30 сантиметров. Тот эволюционный скачок традиционно воспринимается как благоприятный. Теперь же, по словам Прентиса, увеличивающиеся размеры животов не принесут ничего, кроме болезней и страданий.

Ожирение настолько распространилось в мире, что о нем уже можно говорить как о крайне опасном сдвиге в строении человеческого тела. Нынешняя тенденция ведет к хроническим заболеваниям и снижению средней продолжительности жизни. Эпидемия ожирения началась в Соединенных Штатах и сейчас распространилась уже на Европу, Азию, Австралию, Центральную Америку и Ближний Восток. В числе причин бедствия - агрессивно рекламируемые высококалорийные продукты "быстрого питания" и малоподвижный образ жизни, чему способствуют сидение у компьютера и телевизора.

Многие страны заявили, что более 20% их населения страдают клиническим ожирением, а более половины жителей имеют избыточный вес. Ситуация настолько серьезна, что в некоторых случаях родители могут пережить своих толстеющих детей.

Профессор Прентис является специалистом по вопросам мирового питания в Лондонской школе гигиены и тропической медицины. По его мнению, перспективы нынешнего поколения с точки зрения здоровья не радужны. Среди подстерегающих человечество опасностей варикозное расширение вен, рак и диабет.

Ученые согласны, что для борьбы с пагубным воздействием нынешней среды обитания необходимы согласованные усилия. Они уверены, что выход труднее всего найти в создании чудодейственного лекарства от ожирения.

Выбор читателей