Последняя надежда российского автопрома

Ровно через три недели ввоз в Россию автомобилей старше семи лет фактически прекратится. Это связано с утвержденными правительством новыми ставками таможенных пошлин при ввозе иномарок

Ровно через три недели, с 1 октября, ввоз в Россию автомобилей старше семи лет фактически прекратится. Это связано с утвержденными правительством новыми ставками таможенных пошлин при ввозе иномарок физическими лицами. Это решение так долго витало в воздухе, что наши сограждане решили посуетится. Только за первую половину 2002 г. в Россию было ввезено около 300 тыс. подержанных иномарок, что составляет две трети от количества тех же подержанных авто, но ввезенных за весь прошлый год. Среди этих 300 тыс. большинство машин было произведено до 1995 года. Новые машины (до 3 лет) составляют всего 7%.

Об объективных причинах увеличения количества иномарок на дорогах России давно известно: это и повышение уровня жизни россиян, и снижение стоимости иномарок, и оставляющее желать лучшего качество изделий родного автопрома.

Между тем, первая информация о возможном повышении пошлин появилась прошлым летом после встречи генералов автомобильной промышленности с членами правительства. В течение года активно проводилась работа по созданию Концепции развития российского автопрома. В результате премьер-министр Михаил Касьянов подписал Концепцию в июле 2002 года. Затем вышли два постановления правительства, которые устанавливали новые пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства. Одно – для физических лиц, другое – для юридических.

Итак, теперь физические лица, которые ввозят в Россию иномарки старше 7 лет с рабочим объемом двигателя до 2,5 л, обязаны платить по 2 евро за каждый кубический сантиметр. Если объем двигателя превышает 2,5 л, то ставка увеличивается до 3 евро за кубический сантиметр. Юридические лица за ввоз иномарки такого же возраста будут платить соответственно 1,4 евро за 1 куб. см двигателя объемом двигателя до 1 л и 1,25 евро – при объеме от 1 л до 1,5 л, 1,6 евро - до 1,8 л, 2,2 евро - от 1,8 л до 3 л и 3,2 евро при объеме двигателя более 3 литров. Таким образом, пошлина с иномарки старше 7 лет класса "Жигулей" для физического лица составит около 3000 евро (без учета акциза и НДС).

Если же возраст автомобиля от 3 до 7 лет, то на него распространяются иные пошлины. Для физических лиц – 1 евро за каждый кубический сантиметр при объеме двигателя до 2,5 л, 1,6 евро при объеме более 2,5 литров. Для юридических лиц – 0,5 евро за каждый кубический сантиметр при объеме двигателя до 1 л, 0,55 евро - от 1 л до 1,5 л, 0,5 евро – от 1,5 л до 1,8 л, 0,6 евро - от 1,8 л до 3 л и 1,1 евро при объеме двигателя более 3 литров.

Конечно, более новая машина при прочих равных условиях сама по себе дороже старой. Но новые ввозные пошлины практически уравнивают их стоимость. Таким образом, правительство сделало невыгодным ввоз старых иномарок. Тогда как новые машины, напротив, становятся в сложившейся ситуации выгодной покупкой. Даже при том, что на автомобили от 3 до 7 лет сохранилась пошлина в 25%, и новые иномарки по-прежнему будут облагаться 25-процентной евросоставляющей. Которую, впрочем, через 7 лет планируется отменить по правилам ВТО.

Новая таможенная политика резко сократит круг тех, кто решил купить иномарку. Ведь теперь пошлины выросли в 2 – 2,3 раза для физических лиц и в 3 – 4 раза для юридических. Остается еще один выход – автомобили отечественного производства. Что предлагает российский автопром сегодня?

"АвтоВАЗ"
Лидер российской автоиндустрии работает на пределе своих возможностей. Спрос намного превышает предложение. Качество сборки является одним из лучших в стране, но не выдерживает никакой конкуренции с любыми представителями зарубежного автомобилестроения. Наиболее современные модели завода отстают от зарубежных аналогов на 8-10 лет.

"ГАЗ"
Производство устаревшей по всем показателям "Волги" поддерживается лишь нестабильным спросом на этот единственный в России автомобиль класса Е. Новая модель "ГАЗ-3111" снята с производства по причине нерентабельности.

"УАЗ"
Производитель внедорожников продолжает выпускать модификации модели "УАЗ-469" тридцатилетней давности. Новая модель 3160 выпускается малыми партиями и не имеет коммерческого успеха в виду высокой стоимости.

"Ижмаш"
Завод наращивает выпуск устаревших "ВАЗов" классической компоновки, производство которых было переведено сюда из Тольятти. Собственный автомобиль "Иж-2126", несмотря на самую низкую цену на рынке, теряет покупателей из-за низкого качества сборки, которую, впрочем, завод стремится повысить.

Это – четыре лидера нашего автопрома. Всех их объединяет то, что, выпуская устаревшие автомобили, они находят своих покупателей благодаря низкой стоимости продукции. Для развития этих предприятий и было принято решение о повышении пошлин на иномарки старше 7 лет. Именно такие автомобили являлись прямыми конкурентами новым отечественным автомобилям. Теперь у покупателей, не обладающих средствами для покупки новой или почти новой иномарки, не остается выбора.

Вытеснение зарубежной продукции с рынка позволит российским автопроизводителям повысить спрос на свою продукцию, а вырученные средства пустить на реорганизацию производства. Планируемый итог: создание конкурентоспособного российского автомобиля и сохранение 3-4 млн рабочих мест. Но здесь возможен и другой результат: подорожание имеющихся устаревших моделей и невысокая динамика в создании современных автомобилей ввиду полного отсутствия конкуренции на рынке.

Кроме наших автопроизводителей, увеличение ввозных пошлин выгодно и для некоторых зарубежных компаний. Точнее для тех, кто уже создал в России совместные предприятия ("Автотор" – BMW; "ТагАЗ" – Citroen) или собирается это сделать (GM – "АвтоВАЗ"; FIAT – "ГАЗ"). К нам поставляют голые кузова, здесь их превращают в готовые автомобили, устанавливая на них двигатели, ходовую часть и т.д. Таким образом, машины получаются как бы российскими и не облагаются теми пошлинами, которые могли бы взыскать, если бы их привезли в Россию готовыми. Впрочем, отечественные автопроизводители не видят в совместных предприятиях реальных конкурентов. Стоимость нового BMW, даже собранного в России, не сопоставима со стоимостью "ВАЗа". Да и объемы производства невелики.

Что же ждет автомобильный рынок России в ближайшее время? Повышение цен на старые иномарки уже произошло. Но небольшое, так как рынок переполнен, и предложение намного превышает спрос. Наши автозаводы, воспользовавшись случаем, наверняка хотели бы повысить цены, но тогда их продукция просто останется на складах.. А желающие приобрести транспортное средство либо смиряться с качеством нашей продукции, которое в ближайшие несколько лет, скорее всего, не улучшится, либо будут искать средства для покупки 3-7-летней иномарки. Пока и на них не изменились ввозные пошлины.

"Версия. Санкт-Петербург" специально для "Yтро.Ru".

Выбор читателей