Евроистребитель готов к бою с Америкой

Европа и Америка готовы развязать войну с использованием боевых самолетов нового поколения. Большую коммерческую войну...

Когда резкий рост стоимости новейших авиационных программ в середине 70-х вынудил европейские страны объединить усилия по созданию новых самолетов, еще никто не мог предположить, что само производство нового истребителя начнется лишь через 20 лет. В декабре 1983 г. начальники штабов ВВС Великобритании, Франции, ФРГ, Италии и Испании подписали соглашение о требованиях к будущему FEFA (Future European Fighter Aircraft), позднее аббревиатуру сократили до EFA. Правда, в 1985 г. из проекта вышла Франция, занявшись разработкой собственного истребителя "Рафаль". Оставшимся участникам достались следующие доли в проекте: Великобритания и ФРГ по 33%, Италия – 21%, Испания – 13%. Первый полет нового суперсамолета должен был состояться еще в 1992 г., но этого не произошло, поскольку Германия решила отказаться от финансирования серийного производства, предложив вместо этого проект более легкого и дешевого истребителя. Наконец, последняя версия самолета получила гордое название Eurofighter-2000, который после двадцати лет конструкторских разработок запущен в производство. Европейцы надеются экспортировать новый истребитель в США, чтобы потеснить на авиабазах ВВС уже почтенные F-16 Fighting Falcon и даже новый F-35 Joint Strike Fighter.

Каждая страна-участница собирает самолеты у себя, Германия планирует построить 180 истребителей из 620, которые члены консорциума намерены купить. Британия возьмет 232, Италия – 121, Испания – 87.

Первые полеты серийных моделей состоялись весной текущего года. Для создателей Eurofighter стало неожиданностью, что Австрия решила купить 24 самолета общей стоимостью в $1,75 млрд, оставив ни с чем американский Lockheed Martin со своим F-16. И это несмотря на то, что за всю историю F-16 было создано 4 058 боевых машин данного типа и заказаны еще 311. Пытается выйти на экспортный рынок и европейский консорциум – британская BAE Systems, итальянская Alenia, а также испанское и германское подразделения Eurpean Aeronatics Defense and Space Co. После того как с выпуском Eurofighter возникли очередные проблемы, Греция отложила до 2004 г. уже объявленный план приобретения 60 Eurofighter Typhoon. Однако консорциум не теряет надежды оснастить ВВС Греции современными истребителями. Eurofighter пытался заключить контракты на поставку Typhoon также с Австралией, Нидерландами, Норвегией, Португалией, Саудовской Аравией, и даже Сингапуром.

Вместе с тем, перспективные европейский и американский самолеты нельзя сравнивать напрямую. F-35 - сверхзвуковой истребитель с одним двигателем, выполненный по технологии "стелс", препятствующей обнаружению радарами. Он также будет иметь сверхсовременные радары и авионику. Производство планируют начать в 2006 г., для экспорта новый самолет будет доступен лишь после 2012 года.

Eurofighter Typhoon – двухдвигательный летательный аппарат, который может летать со скоростью в два раза превышающую скорость звука, чему способствует низко расположенное треугольное крыло. В отличие от F-35, Typhoon не "стелс"-истребитель.

И все же создается впечатление, что после двадцати лет новый европейский самолет появился не совсем вовремя. Сокращение расходов после катастрофических наводнений вынудили Австрию на прошлой неделе сократить количество заказанных Typhoon c 24 до 18. Греческая сделка также не может внушать большие надежды для Eurofighter. Хотя Греция отложила покупку Typhoon, она не отменила заказы на поставку F-16 и французских Mirage 2000. Именно неудачно выбранное время может разрушить мечты консорциума поставить 400-500 самолетов на экспорт. Технические и политические задержки отложили выход Typhoon на годы. Первоначально планировалось, что Typhoon выйдет в середине 90-х годов, примерно в то время, когда F-16, как ожидалось, начнет терять популярность, а следующее поколение американских истребителей будет готово лишь через 10 лет.

Но сокращения расходов на оборону после завершения "холодной войны", технические проблемы, а также разногласия между партнерами привели к задержке на 7-8 лет. Следовательно, как считают аналитики, новый Typhoon не удовлетворяет запросам современного экспортного рынка. К тому же, европейские правительства еще не договорились о производстве модели, обладающей подобными возможностями. Скромные европейские оборонные бюджеты вызывают сомнения даже в том, что сами участники смогут выкупить самолеты Typhoon. Кроме того, два члена консорциума - Британия и Италия - являются партнерами Lockheed по JSF. Это также может смутить потенциальных заказчиков.

Вопрос цены опять же складывается не в пользу Typhoon. При цене в $58 млн, он стоит гораздо дороже F-16, который можно купить примерно за $30 миллионов. Ожидается, что новый F-35 будет стоить $50 млн, когда начнется его производство.

Однако Typhoon может все-таки занять свою нишу на рынке, скорее всего, весьма небольшую. Считается, что наибольшая вероятность стать заказчиком этих самолетов есть у Саудовской Аравии. Некоторые страны могут захотеть приобрести Eurofighter по политическим причинам. Другие захотят иметь и Typhoon, и JSF, как, например, Британия и Италия. Одним словом, если европейцы смогут поставить на экспорт порядка 200 Eurofighter, это станет для них большим успехом.


С другими аналитическими материалами, посвященными вопросам мировой экономики, вы можете ознакомиться на сайте Globalstock.ru.

Выбор читателей