Не было бы счастья, да стихия помогла

Злоупотребления и махинации, увы, практически всегда сопровождают такое благое дело, как возрождение нормальной жизни после агрессии стихии

Вот уже который год в середине сентября у региональных властей возникает традиционная забота, а у журналистов – не самая приятная для освещения тема: насколько страна готова к зиме. И дело не только в запасах топлива на электростанциях и в котельных, как выражаются сами энергетики, "для прохождения осенне-зимнего отопительного максимума". Проблема в другом – в некоторых точках на карте нашей страны нечего отапливать, у людей нет крыши над головой. В прошлом году всем миром заново отстраивали смытый речными водами Ленск, в этом головная боль – о налаживании нормальной жизни после катастрофического летнего паводка на юге страны. Осенняя "битва за кров" становится такой же привычной, как и ежегодная "битва за урожай" с привлечением солдат и студентов в недавнем прошлом. Со всеми "вытекающими" последствиями.

Глава МЧС Сергей Шойгу в ходе инспекционной поездки по южным районам России, пострадавшим от наводнения, высказал резкое недовольство вялой работой чиновников на местах. Системы жизнеобеспечения в основном восстановлены: оборванные линии электропередач на 97% были соединены и задействованы еще в июле; магистральные газопроводы – восстановлены на все 100%, что дало возможность пользоваться в "допаводковом" режиме бытовым газом в 134 населенных пунктах; отремонтированы смытые мосты и 1231 км автомобильных дорог. Без перебоев идет и водоснабжение, хотя никто из санитарных и мониторинговых служб толком так и не сказал, что же делать с размытыми скотомогильниками и нефтехранилищами, которые еще летом грозили Дагестану экологической катастрофой. Однако в смысле жилья воз и ныне там. Из более чем 24 тысяч квартир отремонтирована только четверть, а из тех 15 тысяч, которые надо построить заново, – только 187. Капля в море. При этом вряд ли можно назвать справедливым упрек министра жителям, которые решили заняться строительством и восстановлением своего подмоченного жилья самостоятельно. Что, разве у людей достаточно для этого строительных материалов или денег для их покупки? Общий ущерб от наводнения оценивается в 14 миллиардов рублей (для сравнения: Чехия разжалобила ЕС на 2 миллиарда евро, хотя там погибло полтора десятка человек, а у нас – 102). Министерство финансов обещало компенсировать суммы, уже затраченные региональными властями на решение оперативных задач, из специальных фондов правительства. Еще два месяца назад на совещании, специально посвященном этой теме, Михаил Касьянов указал на необходимость составления предельно объективных списков пострадавших для определения сумм, необходимых для выплат за утраченное имущество. Таких списков, в которых не появилось бы, как в прошлые годы, "мертвых душ". Ведь бывало же такое – дом был затоплен только до уровня первого этажа, а претензии предъявляли жители третьего, кому-то повезло получить под шумок ордер на новую квартиру или жилищный сертификат, в то время как настоящие пострадавшие ждали милости от властей в палатках, радуясь, что им хотя бы вовремя поставили кровати и подвезли матрасы. А уж потом, когда в новеньких квартирах уже стояли чужие табуретки, справедливость восстанавливать было куда сложнее. Те несколько десятков семей, которые "с третьего", готовы были на всё, лишь бы никуда не уходить. Раз уж так получилось... Не было бы счастья.

А уж как свезло абитуриентам, которых добрые дяди и тети из Министерства образования пожалели до такой степени, что разрешили поступать в вузы вне конкурса! Зачем готовиться к экзаменам, зубря по ночам хронологию Февральской революции или строение пищеварительной системы позвоночных? Достаточно сказать, что конспект утонул вместе с прикроватной тумбочкой и – получай студенческий билет. Не было бы счастья...

Однако ордер на чужую квартиру или путевка во взрослую жизнь для отдельных везунчиков – мелочи по сравнению с теми бонусами, которые удалось получить некоторым господам с чиновничьими портфелями. Злоупотребления и махинации, увы, практически всегда сопровождают такое благое дело, как возрождение нормальной жизни после агрессии стихии. Но об этом – чуть позже. Сначала попытаемся разобраться – неужели разгул стихии на самом деле был как гром среди ясного неба?

Мы привыкли ругать метеорологов, но они делают прогнозы максимум за неделю-две, да и то весьма приблизительно. Тем не менее предупреждение о том, что летом на юге жди беды, впервые прозвучало еще зимой. 5 февраля в Ростове-на-Дону прошло совещание под председательством первого заместителя представителя президента в Южном федеральном округе, на котором было заявлено: если водохранилища не отремонтировать в течение ближайшего месяца, то весенних паводков они не выдержат. На Кубани за несколько декабрьских дней выпала полуторамесячная норма осадков, а последовавшая оттепель снесла растаявший снег в водохранилища. Тогда они выдержали напор, но ливни в начале лета привели к новому подъему воды сверх критического уровня. С мая по сентябрь прогнозировались сходы селевых лавин, снеговые шапки в горах оказались в 2-3 раза больше нормы. А ведомства тем временем не в состоянии договориться, кому заниматься очисткой рек от всяких засоров, препятствующих сбросу воды в море. В теории за мелководье отвечает Минприроды, за судоходную часть – Минтранс, а если вода из рек используется для питья (к ним относятся Кубань и Протока) – это уже епархия Минсельхоза. И вот что вышло: пока чиновники судили да рядили, кто из них главный водный хозяин, в течение десятилетия не проводились работы по углублению и очистке дна, в устьях рек под воздействием морских волн образовалась песчаная подводная гряда, а низовья оказались захламленными упавшими деревьями. Очистительные работы, плюс ко всему, хронически недофинансировались из федерального и местного бюджетов. Кроме того, все кому не лень принялись без всяких разрешений и санкций перегораживать дамбами, мостами, запрудами и оврагами многочисленные протоки, паводковые русла и каналы. Понятно, что все эти архитектурные излишества, далекие от целей ландшафтного дизайна, не могли способствовать свободному прохождению паводковых вод. Так что винить во всем природу (и метеорологов) по меньшей мере несправедливо. Почему не обратили вовремя внимание на износ гидротехнических сооружений? Прошляпили местные чиновники, понадеялись на авось – или затаили куда более глубокую мысль, памятуя, как год назад вся страна восстанавливала затопленный Ленск?..

Ровно год назад, во исполнение обещания президента раздать "погорельцам" (извините, для пострадавших от наводнения в русском языке специального слова нет – еще один показатель того, что эта странная традиция возникла только в новейшее время) ключи до наступления морозов, будни великой стройки на берегах Лены приковали усилия федеральных властей, внимание прессы и... предпринимательских кругов. Тогда можно было неплохо заработать на собственной оборотистости, вовремя предложив генеральному подрядчику скобы, смесители для ванн или прочую строительную атрибутику. Тендеров никто не объявлял – некогда. Великое и могучее слово "аврал" снова вошло в нашу жизнь. За три месяца нужно было для 30-тысячного города построить 420 тысяч кв.м жилья – больше, по словам Шойгу, "чем миллионный мегаполис вводит за год". А за великой целью кто же будет обращать внимание на мелочи? Ленск вообще стал после прошлогоднего наводнения названием не географическим, а нарицательным. Более года назад Шойгу, который сменил во главе государственной комиссии ничего не сумевшего сделать за целый месяц председателя Госсторя Анвара Шамузафарова, не скрывал возмущения – "на трагедии Ленска многие пытаются заработать". И привел такой пример: цена авиабилета от Якутска до Ленска резко подскочила сразу после наводнения до 3 тысяч рублей (для сравнения: от Москвы до столицы Якутии – 6 тысяч). При распределении жилищных сертификатов возникали несуществующие адреса. Строительные материалы, даже с учетом транспортных затрат, оказывались дороже, чем в реальной жизни, на 40-50%. И еще один интересный момент. Российский алмазный монополист "АЛРОСА" выбил под лозунгом необходимости за свой счет построить в Ленске дома для своих сотрудников право реализовать на открытых аукционах уникальные именные алмазы на сумму в 30 миллионов долларов. А после того, как разрешение сделать это было закреплено президентским указом, глава компании Вячеслав Штыров признался, что "АЛРОСА" в любом случае просила бы разрешения на продажу алмазов и Ленск тут ни при чем.

Уже позже, 2 октября 2001 года, когда глава государства заглянул в Якутию по дороге на саммит АТЕС, прошелся по улицам Новой Мурьи, заглянул в пахнущие свежей стружкой коттеджи и пообщался с растроганными новоселами, все более или менее успокоились и посмотрели на происходящее трезво. Тут-то и выяснилось, что желающих под шумок нагреть руки нашлось более чем достаточно. Чтобы оценить масштаб хищений, достаточно привести только две цифры. Первая. В ходе проведения специальных мероприятий по защите денежных средств и материальных ресурсов, направленных на ликвидацию наводнения в Якутии, сотрудники криминальной милиции возбудили уголовное дело в отношении директора ГУ "Дирекция единого заказчика", который подозревался в создании преступной группы и хищении материальных ценностей, поступивших в Ленск для производства восстановительных работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Один из участников этой группы, бухгалтер, был тут же арестован, и только на стадии предварительного расследования был выявлен факт хищения им 46 тысяч рублей, что и стало поводом возбудить против него уже отдельное уголовное дело по статье 159 УК РФ "мошенничество". 5 тысяч долларов – казалось бы, совсем чуть-чуть, но ведь это был только один бухгалтер... Вторая цифра. Аудиторы Счетной палаты после того, как все работы были практически завершены, провели детальную проверку целевого использования бюджетных денег. Итоговый документ получился на нескольких страницах и содержал 21 пункт. В конце значился подсчитанный перерасход средств – 250 миллионов рублей. Как так получилось? При нормах Госстроя 6 тысяч рублей за строительство одного квадратного метра жилья, якутские власти заключали договоры с подрядчиками из расчета 13,4 тысячи. Если пересчитать эту вилку цен на квартиры и дома, цифра получится впечатляющей. Наводнение в Ленске лишило крова реально, без "мертвых душ" и приписок, три тысячи семей. Кроме того, 4643 квартиры, сильно пострадавших от разгула стихии, нуждались в срочном восстановлении. А если вспомнить – какая была штурмовщина! Конечно, цель благородная: закончить всё до наступления холодов (в Ленске уже в конце ноября бывает минус 47). Но зачем было переносить сроки сдачи объектов с 1 октября, когда в несчастный Ленск должен был приехать президент, на пораньше? Ни с того ни с сего правительственная комиссия решила, что есть возможность управиться быстрее, к 15 сентября. Именно эта дата стояла на огромном транспаранте в лагере МЧС. Но за два дня до этого Шойгу вместе с полпредом в ДВФО К.Пуликовским, прилетев в Якутию, обнаружили, что ярославские подрядчики из компании "Радослав" и их московские коллеги, возводившие дома на площадке "Северная", бессильно разводят руками и никак не поспевают к новому сроку "встречного плана". Ничего не поделаешь, пришлось уступить, согласившись на завершение работ к 22-23 сентября. На всякий случай на "Северную" направили подмогу с других участков. При такой ситуации беготня, нервы и неразбериха не могли не пробудить очень у многих инстинкты гражданина Корейко. Вот уж кому не было бы счастья, да несчастье помогло. Чужое.

Из всего, что творилось и творится, можно было сделать простой вывод, прозвучавший в ответе Карамзина на монарший вопрос, – "воруют...". Однако рецидивы стихийных бедствий и необходимость восстанавливать разрушенное кое-чему федеральные власти, к чести их, все же научили. Именно поэтому Сергей Шойгу сейчас так строг в своей инспекционной поездке по югу страны. Ведь помимо ремонта домов предстоит переселить жителей пяти населенных пунктов Адыгеи – Лесного, Водного, Свободного, Пустоселова и хутора Тогужиева. Для них должно быть построено новое жилье в селах Красногвардейское и Еленовское. Но работы идут слишком вяло. Кроме того, министр жестко критикует власти Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и других регионов за недостаточные усилия по восстановлению жилья, разрушенного наводнением. И еще. 10 июля Счетная палата решила, не дожидаясь завершения работ, как это было после ленской эпопеи, приступить к контролю расходования средств. В противном случае вернуть в бюджет уже потраченные нецелевым образом средства куда сложнее. Однако... Чиновник чиновнику рознь. Еще 26 марта на селекторном совещании, посвященном предупреждению чрезвычайных ситуаций природного характера, С.Шойгу буквально взорвался от негодования, выслушав от представителей Минприроды оптимистическую справку-прогноз о предстоящих паводках и состоянии дамбового хозяйства. Помня об опыте Ленска, он критиковал тех, кто плохо готовится к возможным ЧП. Министра выслушали... Да и только.

Ведь на местах всегда виднее, откуда "ждать несчастья", которое можно проверенным методом превратить в большую удачу.

Выбор читателей