Особое мнение великого Спилберга

Истории из жизни успешных бизнес-вумен – не его амплуа. Спилберг снимает глобальное кино о соотношении божественного и человеческого влияния в судьбе личности

Великий Спилберг редко дает интервью. Недавно он нарушил молчание, согласившись побеседовать с журналистами после выхода в прокат долгожданного "Особого мнения". Выдержки из большого интервью маэстро мы предлагаем вашему вниманию.

Корр.: Почему потребовалось столь долгое время, чтобы Вы и Том Круз согласились работать вместе?

Стивен Спилберг: Раньше я послал Тому пару вещей; они не пришлись ему по вкусу, но мы никогда не теряли контакта. А сценарий "Особого мнения" весь построен на сюжете и характере, очень подходящем именно для актера, жаждущего работать с режиссером. Это была правильная идея в правильное время. Мы добивались сотрудничества с Крузом около десяти лет, спрашивали: "Что относительно этого? Или этого?", – и в нескольких случаях были близки к успеху. Но "Особое мнение" было то, что надо!

Корр.: А когда сам Том пришел с идеей "Особого мнения", что привлекло Вас?

С.Спилберг: Это была идея относительно нашего влияния на окружающую действительность. Такие вещи очень интересуют меня; я часто задавался вопросом, только в терминах собственной жизни: "Что предопределено, что не может быть изменено?" Что в моей жизни определяется трудом, работой, инициативой? Эта тема не была развита в рассказе Филиппа К.Дика, и я как бы беру фантастическую основу и превращаю ее в важное для меня лично действо.

Корр.: И к чему Вы склоняетесь в результате – больше к предопределению или "самоопределению"?

С.Спилберг: Когда фильм успешен, я всегда говорю "это было предопределено", когда он терпит крах – "это было наше своеволие". На самом деле, думаю, мы должны очень много работать, чтобы что-то было определено нами, чтобы не следовать закону случая. Я верю в то, что мы все "предопределены", чтобы следовать по "карте", не нами нарисованной. Но в то же время полагаю, что большинство собственных решений контролирую сам, и никто не может сделать это за меня. Так что во мне борются две противоположные идеи, а я борюсь с этим. Иногда я думаю о чем-нибудь: это зависит только от моего решения; но бывает и так, что чувствую: нет ничего от меня зависящего.

Корр.: Действие происходит в 2054 году, но Вы, казалось, куражились, ссылаясь на прошлое. Например сцена где Том встречается с Лоис Смит в оранжерее, очевидно копирует подобную сцену в "Большом Сне" (знаменитый фильм 1946 года с Х.Богардом, реж. Говард Хоукс – ред.)

С.Спилберг: (Взволнованно). Да, я старался сделать фильм подобно шедеврам Джона Хьюстона или Альфреда Хичкока, вроде "Человека, который слишком много знал". Это были творцы сложных историй. Я огромный поклонник "саспенса", и до сих пор всегда смотрю телевизор, когда там показывают "Большой Сон" или "Мальтийского Сокола" (фильм 1941 года с Х.Богардом, реж. Джон Хьюстон – ред.). Мой фильм был попыткой высказать уважение к жанру, и в то же время сделать нечто оригинальное в старом добром голливудском стиле.

Корр.: Как лично Вы участвовали в создании очень детальной картинки будущего в "Особом мнении"?

С.Спилберг: Я был полностью вовлечен в процесс, и это было очень трудно. Я всегда восхищался "Французским связным" – думаю, это самый нью-йоркский фильм из всех когда-либо снятых. Город в нем стал живым персонажем. Я хотел сделать нечто подобное – создать мир, который будет восприниматься, как очевидность.

Корр.: Это правда, что Вы провели трехдневный мозговой штурм с кучей футуристов и экспертов по технологии, окружающей среде, транспорту и так далее, чтобы они помогли создать правильный взгляд на будущее?

С.Спилберг: Да, и это было так забавно! Мы собрали два десятка футуристов, и в течение трех дней они рассказывали о том, что и как могло бы быть лет, скажем, через 50. Хорошие новости: мои младшие дети будут жить 150 лет, если на то будет Божья воля. Грустные: через 50 лет большинство видов продовольствия будут создаваться искусственно.

Корр.: "Особое мнение" кажется полярным фильмом по отношению к последним "Звездым Войнам"...

С.Спилберг: Да. Это очень разные истории о будущем. Я снимал детектив о человеке, который потерял ребенка и семью; историю о парне, внезапно обвиненном в преступлении, которого не совершал. И это сразу же смещало акценты в визуальном подходе к материалу – в противоположность Джорджу и его "Войнам...", в которых огромное количество монстров и роботов, множество различных миров, чуждых нашему. У нас просто разные темы.

Корр.: Ваши фильмы обычно или о будущем, или о далеком прошлом. Почему Вы так редко обращаетесь к современности?

С.Спилберг: Потому что не нахожу современных историй, которые бы меня заинтересовали. Я смотрю большое количество новостей по ТВ. Журналисты хорошо делают свою работу, но почему я должен брать, к примеру, какой-нибудь судебный процесс, если о нем и так все говорят, превращая, по сути, новость в фильм? Эрин Брокович – не та тема, которая меня интересует...


Полностью интервью можно прочитать здесь.

Выбор читателей