Сорок депутатов в заложниках у Кучмы

Вчера группа депутатов попросилась на ночлег к президенту Украины. Стучаться в дверь пришлось долго, их пустили, но хозяин оказался дюже негостеприимным... Свидетельство очевидца.

Сентябрь по-украински – вересень. Этимология этого названия неизвестна. Но в самом слове, несомненно, есть что-то трепетное и тревожное, словно бы слегка колышется пожелтевший лист на осеннем ветру.

Нынешний вересень на Украине особенно тревожен. 16 сентября в Киеве прошла самая массовая демонстрация оппозиции против режима Леонида Кучмы. Официальные источники утверждают, что на Европейской площади тогда собралось от 15 до 30 тысяч человек. Один из лидеров оппозиции Юлия Тимошенко считает, что на "всеукраинском собрании" (его называли также народным вече) собралось 127 тысяч человек. Разница в данных значительна, но масштабность акции сомнениям не подлежит. Чтобы установить относительно точное количество ее участников, воспользуемся элементарной арифметикой.

В мэрии Киева есть документ, который утверждает, что размеры площади составляют 40 тысяч квадратных метров. Если учесть, что на каждом квадратном метре может поместиться три человека (люди стояли очень плотно), приплюсовать тех, кто занял еще часть Крещатика, разместился на склонах гор, на ступенях "Украинского дома", получившаяся цифра будет даже больше, чем утверждала Юлия Тимошенко. Тогда, в ночь на 17 сентября лидеры оппозиции на пресс-конференции заявили: "24 сентября мы выведем под стены Верховной Рады 400 тысяч человек…"

Впрочем, побывав вчера на площади у парламента Украины около десяти утра, корреспондент "Yтра" увидел меньшее количество народу. Действительно, раздавались громкие крики "Кучму – геть!" (что означает – "вон!"), но людей было немного – от силы тысяч 5-6. Можно ли с ними сделать революцию?

Быть может, и да. Во всяком случае, от количества народа, в отличие от 16 сентября, ситуация почти не зависела, - главную роль взяли на себя народные депутаты. Оппозиция заявила, что она не будет рассматривать никакие вопросы повестки дня, пока не будет дана надлежащая политическая оценка тому, что произошло в ночь с 16 на 17 сентября.

Тогда, по убеждению депутатов, структуры власти, разгромившие палаточный городок протестантов, превысили свои полномочия, допустив жестокое избиение людей. Против тысячи человек, находящихся в палатках, было выставлено десять тысяч вооруженных автоматами, дубинками, металлическими щитами омоновцев. Жестоко избито сотни человек, 64 незаконно задержаны. Двое человек во время атаки милиции скончались от сердечных приступов. Есть сведения о том, что третьего забили дубинками, но его омоновцы, судя по слухам, увезли в неизвестном направлении.

Оппозиция поставила вопрос о рассмотрении политической ситуации в стране. Однако пропрезидентские фракции всячески блокировали принятие решения по этому поводу. По словам представителей Верховной Рады, только с шестого раза удалось набрать нужное количество голосов.

На трибуну парламента вынуждены были подняться министр внутренних дел Ю.Смирнов и Генеральный прокурор С.Пискун. В традиционной манере они пытались объяснить, что якобы демонстранты блокировали жизнь центра столицы, перекрыли транспортные магистрали. Дескать, следуя закону, пришлось возбудить уголовное дело и применить силу. При снесении палаток, судя по их словам, никто нет пострадал.

После этих заявлений депутаты Верховной Рады подняли шум. Председательствующий, пытаясь спасти от разъяренных народных избранников генерального прокурора, кричал, что все вопросы исчерпаны, и время, отведенное для выступления, закончилось. Тогда из зала поднялась хрупкая и элегантная Юлия Тимошенко. Она подошла к трибуне и сказала: "Простите, но у меня к прокурору всего один вопрос. Святослав Михайлович, который час?"

Генеральный прокурор на глазах у всех убрал с трибуны левую руку. "Нет, нет, - сказала Юлия Владимировна, - вы всем покажите свои часы. Уважаемые коллеги! Я утверждаю, что на руке Генерального прокурора находятся часы, стоимость которых превышает десять тысяч долларов США. Откуда у вас такая дорогая штучка? На зарплату государственного служащего? Докажите, что я не права?"

Выпад Тимошенко, судя по всему, стал поворотным моментом в украинской революции. Генеральный прокурор ушел из Верховной Рады под улюлюканье депутатов и огромной толпы у стен парламента, которая все слышала по радиотрансляции. Через некоторое время на улице состоялся митинг с участием всех парламентариев оппозиции. Огромная толпа, в которой были представители различных политических течений, во главе с Юлией Тимошенко, Александром Морозом и лидером коммунистов Петром Симоненко, двинулась к администрации президента.

Корреспондент "Yтра" в это время находился в одном из Комитетов Верховной Рады на улице Банковой, что напротив президентского дворца. Все нижеизложенное является свидетельством очевидца.

Вся Банковая была запружена растревоженной толпой. Над Киевом гремело громовое "Кучму – геть!". Сквозь толпу поближе к администрации президента подгоняли два автомобиля с мощными радиоустановками. В микрофон кричали "Вор!", "Убийца Гонгадзе!" Этого не мог не слышать Леонид Кучма, апартаменты которого находились всего в сотне шагов от машин.

Улицу Банковую перекрыли десять шеренг людей в касках, бронежилетах, с металлическими щитами и дубинками. С шестого этажа здания Верховной Рады, где находился корреспондент "Yтра", было видно, как за шеренги людей в униформе солдаты срочной службы носили и носили небольшие баллоны, видимо, с газом. Во дворах выстраивались запасные цепи людей с автоматами.

Над толпой реяли различные знамена. Красные – коммунистов. Белые – "Нашей Украины", блока Виктора Ющенко. Очень много было сине-желтых государственных стягов. А на самом острие, на стыке толпы с заградительной стенкой находился флаг УНА-УНСО. Это радикальное ультранациональное движение показало себя во время событий 9 марта 2001 года, когда оппозиция попыталась силой ворваться в администрацию президента. Члены организации тогда погромили милицейские ряды, а вечером правоохранительные органы в ответ многим из них поломали ребра, неожиданно налетев на офис УНА-УНСО. Прошлой весной было арестовано все руководство движения. Тринадцать молодых унсовцев до сих пор томятся в застенках. Оппозиция требует их освобождения.

Было заметно, что молодые люди снова готовы броситься в бой. Они только ждали сигнала. Но их сдерживали народные депутаты. Корреспонденту "Yтра" было видно, как большая группа парламентариев пыталась прорваться сквозь заградительные щиты. Связавшись по мобильному телефону с одним из них, мы получили комментарий Иосифа Винского, первого секретаря Социалистической партии. Он объяснил, что народные депутаты идут вручить Кучме резолюцию митинга 16 сентября, в котором требуется его немедленная отставка с поста главы государства. Милиция же их не пропускает. "Это грубое нарушения законов и Конституции Украины. Народные депутаты – лица неприкосновенные, они имеют право войти и в кабинет президента", - сказал Иосиф Викентьевич.

Тем временем группа народных депутатов прорвала заслон милиции и побежала к президентскому дворцу. На первый взгляд, их было около 60 человек. Они долго стояли у закрытых дверей администрации президента, и только минут через пятнадцать вход был открыт. Как разворачивались события внутри здания, нашему корреспонденту сообщили по мобильной связи депутаты Александр Барановский, Юрий Луценко, Галина Гармаш и Валентина Симоненко.

Депутаты пошли на четвертый этаж здания, где находится рабочий кабинет и покои главы государства. Между прочим, бывший майор охраны Кучмы Николай Мельниченко недавно расшифровал пленки с записью того, как президент отдает распоряжение выделить из чернобыльского фонда (!) десять млн гривен (примерно $1,8 млн США) на ремонт этого помещения.

На лестнице между третьим и четвертым этажами администрации президента народных избранников встретили вооруженные автоматами офицеры и прапорщики. Отдельную группу "противодействия" составляли люди в камуфляжной форме с закрытыми лицами. Депутаты вступили в противоборство с ними, пытаясь прорваться выше. Однако клацнули затворы автоматов, и оппозицию предупредили, что по ним откроют огонь, если парламентарии "не угомонятся". На вооруженных людей не действовали никакие уговоры или призывы к совести.

К депутатам вышел глава президентской администрации Виктор Медведчук, попросивший всех покинуть здание. Его слова были восприняты оппозиционерами со смехом. Медведчук заявил, что глава государства занят, он принимает верительные грамоты от некоторых послов зарубежных государств. Депутаты ответили, что они подождут, но требуют убрать вооруженных людей, выполняя закон о статусе народных депутатов. Через некоторое время глава администрации Кучмы заявил, что президент Украины отказывается в этот день принимать группу народных депутатов. Он готов с некоторыми из них встретиться на следующий день, в среду, 25 сентября…

Парламентарии заявили, что не уйдут из администрации президента, пока не состоится встреча с главой государства, от которого они потребуют немедленной отставки. Народные депутаты объявили голодовку в президентском дворце. Несколько десятков голосов зычно скандировали: "Кучму – геть!", "Кучму – на нары!". Не слышать этого глава государства не мог.

Небольшая деталь: принимая верительные грамоты под шум толпы за окнами, Леонид Кучма говорил послам, что все происходящее – достижение украинской демократии. Чего стоят такие достижения, читатель может судить сам.

Александр Мороз и Юлия Тимошенко просили помощи Виктора Ющенко (блок "Наша Украина"). Новая группа парламентариев в шестнадцать человек начала прорываться к зданию администрации президента. Впрочем, это было нелегко. Парламентариям помогали члены УНСО и угрожающе настроенная толпа. После того как милиция расступилась, депутаты получили доступ к входу в администрацию президента. Но вооруженные люди сообщили изнутри, что впустить никого не могут, поскольку в администрации президента окончился рабочий день (!).

Осажденные народные депутаты еще некоторое время поддерживали связь с нашим корреспондентом. Юрий Луценко рассказал, что их посетил заместитель генерального прокурора С.Винокуров, который пытался объяснить, что они нарушают закон. Прокурор не отметил при этом, что Конституция страны гарантирует свободу действий народных депутатов. Потом Александр Барановский сообщил, что одного из депутатов пытался повалить на пол заместитель главы администрации Ищенко. При этом он матерился и угрожал депутату…

Около двадцати часов вечера случилось какое-то передвижение военных на улице и внутри администрации президента. В это время Иосиф Винский сообщил, что, по всей вероятности, их будут на руках выносить из здания. По какой-то причине этого не произошло, но были отключены или заглушены все мобильные телефоны в депутатов, которые находились в здании. Чтобы позвонить, им теперь нужно было высунуться из окна администрации. Когда несколько человек таким образом поговорили по телефону, под окна выставили вооруженных людей. Словом, парламентариев отрезали от внешнего мира.

На ночлег в администрации президента осталось сорок народных депутатов. 19 – коммунистов, 12 социалистов, 11 представителей блока Юлии Тимошенко и 8 представителей блока Виктора Ющенко "Наша Украина". Всего сорок человек.

В половине двенадцатого ночи нашему корреспонденту позвонил народный депутат Александр Барановский из администрации президента. Он сообщил, что только что к ним приехал председатель Верховной Рады Литвин. Глава парламента сидел вместе с депутатами-заложниками и пытался связаться с президентом. Тщетно – президент отказался с ним разговаривать...

Выбор читателей