Россия крепко "подсела" на иномарки

Повышая пошлины, правительство наполняет бюджет и одновременно дает возможность российскому автопрому еще немножко пожить в свое удовольствие и для пущего удовольствия повысить цены

Правительство нежно оберегает российский автопром, это хрупкое детище отечественной промышленности, от вредоносных ветров заграничной конкуренции. 4 октября, с опозданием на три дня, вступают в действие новые пошлины на подержанные иномарки – основного конкурента "Жигулей" и "Волг". Напомним, что ставка ввозной пошлины устанавливается из расчета "выслуги" автомобиля и количества "кубиков" у него под капотом. Так, с иномарок старше 7 лет с объемом двигателя до 2,5 тыс. куб. см будут брать 2 евро за кубик, с объемом двигателя более 2,5 тыс. – 3 евро. Для автомобилей с возрастом от 3 до 7 лет ставка практически не меняется и составляет 0,85 евро за 1 куб. см при объеме двигателя до 2,5 тыс. куб. см и 1,4 евро за 1 куб. см при большем объеме. На автомобили в возрасте от 0 до 3 лет таможенная ставка остается прежней – 25% от стоимости машины.

Сколько же реально будет стоить в РФ подержанная иномарка? Расчеты, в среднем, таковы. Многими любимый и весьма распространенный "Фольксваген-Гольф" в возрасте от 3 до 7 лет с учетом растаможивания будет стоить на российском рынке около $7200, а старше 7 лет – $5300. Сама растаможка обойдется, соответственно, в $1200 и $2800. С "Пассатом" ситуация будет еще более забавная: семилетняя машина фактически догонит трехлетку в цене (соответственно, $6200 и $6360). А желающим растаможить семилетний джип типа "Мицубиси-Паджеро" придется выложить более $10 тыс. Стоить такие машины будут около $17,5 тыс. (трехлетний джип обойдется в $20 тысяч).

Ни для кого не секрет, что новые пошлины – результат мощного лоббирования отечественного автопрома. (В правительстве говорят даже, что Михаил Касьянов выбрал "самый либеральный из всех предлагавшихся вариантов", а наиболее радикальные "предложения" предусматривали повышение пошлин в 3-4 раза.) Однако возникает вопрос: за что страдают джипы? Они, даже подержанные, "Жигулям" и "Волгам" явно не конкуренты: иной ценовой диапазон. Ответ прост: не стоит забывать, что автопром в России теперь не только отечественный – в стране сходят с конвейеров как свои, набившие оскомину марки машин, так и самые настоящие иномарки, скажем, БМВ в Калининграде или "Форд" во Всеволожске. Они собираются у нас в основном из импортных комплектующих, что дает огромное преимущество перед ввозимыми машинами в плане таможенных пошлин. Так вот, эксперты утверждают, что "отверточники" тоже причастны к лоббированию: ведь новые пошлины ударили и по дорогим подержанным иномаркам, которые составляют им наибольшую конкуренцию.

Возникает, однако, вопрос: а так ли зловредные иномарки мешают нормальному развитию российской автопромышленности? Так ли они заполонили Россию? Статистика свидетельствует, что из 20,4 миллионов машин, находящихся во владении отечественных автомобилистов, иностранные автомобили составляют 1/6. Но дело даже не в этом. По расчетам экспертов, к 2005 году спрос на автомобили в России вырастет по сравнению с нынешним временем на 25%. А наши автозаводы увеличивают производство в среднем на 3% в год. Кто же будет снабжать автомобилями остальных россиян, решивших сесть за руль? "Отверточники" вряд ли смогут покрыть такой спрос.

Однако всё это мало волнует наших доблестных автопроизводителей. Главным для своего процветания они считают ослабление внешней конкуренции, а уж с россиянами-то проблемы уладить – не вопрос! Вот у "АвтоВАЗа" есть замечательный способ реагирования на увеличение спроса – повышать отпускные цены. За год он проделал это уже пять раз – и ничего, машины покупают. Если какие проблемы и возникли, то у дилеров; заводу до них нет никакого дела. Повышение пошлин на иномарки и вовсе развязывает руки автопрому: предполагается, что люди валом ринутся покупать российские машины, и тогда с ценой можно будет вытворять такое!.. В итоге незадачливый российский автолюбитель, который устал чинить свою "шестерку" и скопил на дешевенькую иномарку, оказывается перед выбором: махнуть рукой на эту затею и приобрести очередное творение "ВАЗа" или копить дальше, сообразуясь с новыми ценами на вожделенный "Гольф". В первом случае в выигрыше окажется российский автозавод, который продолжит таким образом "впаривать" свою продукцию, повышая цены и не заботясь о качестве. А во втором государство получит небольшой дополнительный навар с чувством исполненного долга перед отечественным производителем.

В правительстве, конечно, утверждают, что таможенные пошлины не должны играть фискальную роль, их главная задача – регулировать доступ товаров на российский рынок. Экспортные пошлины в дальнейшем должны будут "плавно перетечь в уточненную систему налогообложения". Но ведь это – в дальнейшем. А пока – другой расчет: лишняя копеечка в бюджет никогда не помешает. Многие эксперты говорят, что пристрастие к иномаркам у россиян уже слишком сильно, чтобы какое-то там повышение пошлин заставило их вновь сесть за руль отечественных авто. Так что автомобили ввозят и будут ввозить. По прогнозам, в следующем году в России ожидается от 300 до 400 тысяч подержанных иномарок. Если с каждой взять в среднем лишнюю тысячу "зеленых", получается очень даже неплохая сумма.

Если сопоставить все эти аргументы, то становится совершенно очевидно, что все делается у нас очень по-умному. Повышая пошлины, правительство наполняет бюджет и одновременно дает возможность российскому автопрому еще немножко пожить в свое удовольствие и для пущего удовольствия повысить цены. И за привередливых автолюбителей (которым не сидится за рулем наших авто) сердце спокойно – никто не лишит их удовольствия водить иномарки. Ведь авторынок растет не по дням, а по часам, так что найдется на нем место и для демократичных "Тойот", и для престижных "Ауди", и для самого старенького "Фольксвагена". Только платить за все эти удовольствия придется больше... И совершенно излишне приводить такие аргументы, что, дескать, чересчур заботливый протекционизм автопрому отнюдь не на пользу и что во всем мире рынок подержанных автомобилей иностранного производства регулируется не пошлинами, а величиной страховки (чем старше машина, чем выше страховой взнос)... Нам это ни к чему. У нас и так все по уму.

Выбор читателей