Государство выставит на продажу последнее

Крупные приватизационные сделки в следующем году, скорей всего, состоятся. Остается надеяться, что благоприятная конъюнктура нефтяного рынка даст возможность правительству получить за продаваемые объекты реальную цену

Неумолимо приближающийся 2003 год и приходящийся на него пик внешних платежей по-прежнему вызывает "оживление" в российских правительственных кругах. Если несколько месяцев назад из уст правительственных чиновников раздавались бодрые заявления о том, что выплаты не составят для страны особого труда, то в последнее время оптимизм резко пошел на убыль. Отсутствие ощутимых результатов проведенных ранее реформ, особенно в налоговой сфере, а также рост расходов уже привели к определенным сложностям в бюджетной сфере. И если некоторое время назад такой источник пополнения доходной части бюджета как приватизация не рассматривался в качестве одного из основных, то сегодня ситуация, похоже, меняется.

"Фискальную составляющую (приватизации) никто со счетов не сбрасывает, но она больше не является основной в процессе приватизации. Сейчас все наши усилия направляются на процесс реструктуризации госсектора", – заявлял недавно первый заместитель министра имущественных отношений РФ Александр Браверман. Однако теперь ситуация вокруг стратегии приватизации начинает меняться. Так, на бизнес-конференции во французском городе Эвиан тот же Браверман поспешил заявить, что в 2003 году одной из основных целей приватизации будет получение дополнительных средств для выплат по внешним долгам. "Впервые в прошлом году нам удалось отстоять тезис о том, что приватизация не является существенной фискальной частью федерального бюджета... Тем не менее, в 2003 году появляется проблема пика долга – $17,4 миллиарда... поэтому приватизация следующего года становится и фискальной отчасти тоже", – заявил он.

Основные надежды возлагаются, естественно, на продажу наиболее привлекательных объектов государственной собственности. Это все тот же злосчастный 5,9-процентный пакет акций "ЛУКОЙЛа", 18-процентный пакет акций Магнитогорского металлургического комбината, "Славнефть" и 25% минус 2 акции "Связьинвеста". Напомним, что продажа блокирующего пакета телекоммуникационного холдинга в 1997 году стала единственным в истории российской приватизации образцом сделки, когда госсобственность была продана по более-менее реальной цене.

Как известно, государство давно вынашивает благую идею избавления от участия в компаниях, где его доля не превышает 25% – а это около половины всех объектов, в уставном капитале которых присутствует его доля. Из-за отсутствия возможности полноценно влиять на политику этих предприятий и из-за малой доли участия продажа таких пакетов в частные руки выглядит наиболее целесообразной. Тем не менее, продажа мелких долей госсобственности вряд ли в ближайшее время примет массовый характер – из-за низкой ликвидности акций и сложившегося распределения долей собственности в подобных компаниях. В результате, как того и следовало ожидать, на первый план выходят "ЛУКОЙЛ", "Славнефть" и прочие, наиболее интересные и ликвидные части собственности, остающиеся у государства.

То, что о продаже этих госпакетов вновь заговорили как о первоочередной задаче, подтверждает предположения о том, что исполнение бюджета на фоне возросших объемов внешних платежей обещает стать проблематичным. А поскольку государство наше так и не научилось с максимальной выгодой реализовывать свое право собственника, оно вынуждено избавляться от далеко не самой "безнадежной" собственности. Это хорошо видно по ситуации вокруг "Славнефти", где государство фактически расписывается в собственной несостоятельности. "Пример "Славнефти" показывает ярким образом, как в компании, которая управляется государством, государство не является эффективным управленцем: в компании появляется два президента, реализуются решения суда с помощью силовых структур..." – заявляет все тот же Браверман.

Так что крупные приватизационные сделки в следующем году, скорей всего, состоятся. Остается надеяться, что благоприятная конъюнктура нефтяного рынка даст возможность правительству не осуществлять продажу впопыхах и получить за продаваемые объекты реальную цену.

Выбор читателей