Жизнь с Интернетом и без него

Приобщившийся к Интернету вряд ли без Сети сможет дальше полноценно жить и работать. Это очень сложно понять неподключенным, да и подключенные над этим задумываются крайне редко

"Всякое решение плодит новые проблемы" – по неизвестной мне причине это следствие из закона Мэрфи называют шуточным. Однако оно весьма серьезно и полностью соответствует реальности. Но не будем сейчас погружаться в глубины этого раздела математики, про само существование которого знают очень немногие. Для нас сейчас важнее, что подключение к Сети приносит новые проблемы.

Какие именно? Прежде всего – необходимость оплачивать подключение. Хотя значительная часть рунетовцев (по разным оценкам, от трети до половины) пользуются Интернетом "на халяву" – на работе или в учебных заведениях, но в реальности такая возможность есть далеко не у всех. Так что большинству придется платить деньги за доступ.

Программное обеспечение, необходимое для работы с интернет-ресурсами, бесплатно. Но вот за обучение неофиту придется заплатить – не наличными деньгами, конечно, а своими личными ресурсами, прежде всего временем. А небезызвестный мистер Форд говорил, что время – деньги.

Еще придется разбираться не только с тонкостями броузера, почтовой системы, интернет-пейджера, но и с особенностями сервисов. Одни машины поиска чего стоят! Конечно, любой мало-мальски опытный пользователь сможет преподать азы работы с ними, и, конечно, интерфейс у них дружественный и понятный интуитивно, но пока новичок научится получать от них ответы на свои запросы, пройдет немало времени.

Ну и, наконец, человеку, овладевшему азами работы с Интернетом, придется потратить немало времени, чтобы научиться применять открывшиеся возможности для решения своих повседневных проблем. Это тоже процесс небыстрый и не такой легкий, как может показаться на первый взгляд.

Но все это не самое важное и не самое сложное. Человек, приобщившийся к Интернету, становится иным. Вернуться из подключенных обратно в отключенные практически невозможно.

"Точка возврата" – это понятие из навигации означает место на планируемом маршруте, для достижения которого придется потратить половину ресурсов. То есть с любого места до "точки возврата" можно вернуться в точку отправления, а вот после ее прохождения это без пополнения ресурсов невозможно. Приобщившийся к Интернету вряд ли без Сети сможет дальше полноценно жить и работать. Это очень сложно понять неподключенным, да и подключенные над этим задумываются крайне редко.

Привычка к электронному общению изменяет нас гораздо сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Вот один знаковый пример. Английские исследователи с удивлением обнаружили, что у молодежи, активно использующей SMS, большие пальцы оказываются более развитыми, чем другие. И дело не только в увеличившейся мускульной силе! Многие юные британцы стали использовать большие пальцы там, где люди обычно используют указательные, то есть при нажатии, например, на кнопку звонка, а иногда даже при указывании на объект... Как видно, электронные формы общения не только изменяют разговорный язык (некоторая часть сетевых сокращений уже внесена в Оксфордский словарь, то есть стала официальной частью английского языка!), но и меняют нашу моторику, которая "прошита" в организме на более глубоком уровне.

Конечно, подключившийся к Интернету не получит быстро заметных изменений в моторике, но вот изменения в стиле поведения будут очень заметными.

Например, интернетчики привыкают к "рафинированному" восприятию людей. Для "виртуальных" бесед (прилагательное взято в кавычки, так как беседы вполне реальные, хотя и происходят в виртуальном пространстве) чаще всего не имеют значения возраст, рост, вес, пол, манера одеваться, наличие воинских званий или ученых степеней у собеседника. Имеют значение лишь его мысли, убеждения, понятия, знания. В чате или в веб-конференции все равны. Ведь так? Но когда привычку к объективному восприятию собеседников интернетчик перенесет из онлайна в онлайф, могут случиться проблемы.

Для понимания следующего примера следует вспомнить классическое изречение Декарта: "Мыслю – следовательно, существую". Чтобы окружающие заметили существование личности в офлайновом мире, человеку достаточно просто наличествовать как физическому телу: войти в трамвай, быть зачисленным в штат, присутствовать в классе, обладать яркой внешностью и т. д. Мыслить при этом чаще всего не требуется. Но чтобы стать заметным в интернет-обществе, нужно не только мыслить, но и уметь высказывать свои мысли, причем и то и другое делать неплохо. Тривиальные высказывания в текстовом виде выглядят весьма убого, флейм указывает однозначно на болезненные процессы в мышлении. То есть скудоумие при онлайновом общении вообще спрятать невозможно. За простыми цитатами в сетевых беседах не спрячешься. Повторюсь: тут нужно иметь свое мнение (заметим, что в офлайновом мире есть немало мест, в которых наличие своего мнения, мягко говоря, не поощряется).

Есть в Сети и масса других "психоделических" механизмов, которые не только служат развитию личности, но и – в качестве побочного эффекта – формируют из подключенного IMHO sapiens, то есть человека со своим мнением. А такой человек должен быть готов к тому, что кое-где его все чаще будут воспринимать как белую ворону, волка-одиночку. Причем это "кое-где" может оказаться в самом неожиданном месте. (Вовсе не факт, что подростка, привыкающего к самостоятельному мышлению и самостоятельным действиям, адекватно воспринимают в школе, тусовке и даже семье.) "Всякое решение плодит новые проблемы"...

Можно привести массу примеров того, как переход на "цифровые" методы выполнения чего-либо оказывался необратимым. В качестве первого обычно вспоминают электронную почту, с помощью которой общение оказывается быстрее, дешевле и глубже, чем разговор по телефону или традиционная переписка. Конечно, ничто не может заменить общения face-to-face, но электронная почта по степени удобства стоит сразу после личных контактов. Отказ от работы с e-mail означает на практике разрыв связи с друзьями, родственниками, коллегами и другими знакомыми, удаленными более чем на десяток-другой километров от вас. Нужно ли говорить, что наличие даже пяти – десяти постоянных адресатов, с которыми идет переписка по электронной почте, сделает практически невозможным отказ от нее?!

В качестве другого примера можно привести банальный прогноз погоды. Неподключенные вынуждены терпеливо ждать, пока на выбранном ими телеканале появится долгожданный прогноз на текущие или следующие сутки, а уж поймать таким методом перспективный прогноз, охватывающий хотя бы ближайшую неделю, можно лишь случайно. Нужно ли говорить, что Интернет позволяет легко получать данные о погоде на несколько ближайших дней, причем не только для города или региона, но и для любого другого места земного шара. Стоит только один раз посетить, скажем, сервер Intellicast, и о прогнозе погоды по телевизору даже вспоминать не захочется.

Новости – еще один интересный пример для демонстрации разницы между офлайновыми и онлайновыми ресурсами. Если какое-то событие заинтересовало неподключенного, то ему остается ловить выпуски новостей и скупать прессу. Очевидно, что составить сколько-нибудь детальную картину происшедшего, а тем более происходящего в результате таких действий крайне сложно. То есть можно, конечно, но для этого потребуются выдающаяся аккуратность, редкостная последовательность и определенное везение. Имеющий доступ к Интернету может не только первым узнавать новости (практически все серьезные новостные интернет-агентства в реальном времени обновляют свои ленты), но и при необходимости быстро прорабатывать и сохранять полученную информацию. Можно сравнить данные, предоставляемые разными структурами, проследить предысторию события, ознакомиться с аналогами, пробежаться по комментариям аналитиков и т. д. Причем для всего этого не нужно быть великим знатоком интернет-ресурсов и уж тем более нет необходимости быть "кул хацкером"; здесь даже обычный пользователь справится без особых проблем. А для неподключенного простой подбор материала на интересующую тему может оказаться каторжной работой, которую проще бросить на половине пути.

Вычислительные системы для мозга – все равно что рычаг для мышц, говорил Алан Кей – и был полностью прав. Подключение к вычислительной системе Интернет лишь усиливает потенциал человека. Но точно так же, как рычаг не будет выполнять работу за человека и уж тем более не будет ставить перед своим хозяином цели и задачи, Интернет не изменит автоматически психологию подключившегося, не разовьет его бизнес, не улучшит его жизнь. Интернет – это инструмент, не больше и не меньше! Но при помощи его можно сделать очень многое. Однако нельзя забывать, что, во-первых, сделать можно далеко не все, а во-вторых, как и в случае с рычагом, работу выполнять будете вы, а инструмент – всего лишь помогать вам в ваших действиях.

Значит, сам факт подключения – только отправная точка, начало пути к новым возможностям. И это не наркотик, а скорее допинг, позволяющий подключившемуся эффективнее действовать сразу в двух мирах – традиционном и виртуальном. Оба мира вполне реальны и неразрывно связаны. По сути, теперь это две стороны одной реальности.

Как видно, человек, планирующий подключиться к Интернету, желает получить новые возможности и еще целый мир в придачу. Правда, при этом кто-то опасается, что новые возможности рано или поздно изменят его. Кто-то думает, что "удвоение" реальности может привести, как минимум, к удвоению проблем. Психологию осторожного понять легко. Но с каждым днем становится все труднее оправдать тех, кто имел возможность сделать шаг через пропасть "цифрового разрыва", но предпочел роль аутсайдера.


Полную версию материала можно прочитать в журнале "Планета Internet". Перепечатка только с разрешения редакции "Yтро.RU" и "Планеты Internet ".

Выбор читателей