Минюст проморгал партию возмездия

Полукоммунисты, полуправославные, полуязычники, полуфашисты пытаются разнообразить политическую жизнь Москвы митингами, оформленными как яростно-патриотический фарс или как обычный балаган

Несколько дней назад министр юстиции Юрий Чайка сообщил на пресс-конференции, что его ведомство начало проверку деятельности Национально-державной партии России (НДПР) "в связи с поступившими обращениями ряда общественных организаций о призывах этой партии к разжиганию национальной розни". С учетом того, что партия была зарегистрирована всего-то на прошлой неделе, возникает вопрос: с чего бы Минюсту выяснять правомочность собственного, да еще такого свежего решения? То, что оно было принято, как сказал сам министр, объясняется просто: на момент регистрации учредительные документы НДПР соответствовали требованиям закона "О политических партиях", а программа не содержала никаких призывов к насильственному изменению конституционного строя и разжиганию национальной или религиозной розни. В принципе, оправдание слабое. Если маргинальное движение, готовя документы, прикинулось овечкой, Минюст запросто можно обвинить в доверчивости. И уж совсем несправедливым кажется упрек Чайки в адрес журналистов за то, что сообщения в СМИ о националистических выступлениях НДПР появились якобы после ее регистрации. "Если общественность знала об этом, почему не поставила нас в известность?" – вопрошал он. Во-первых, это не так, об этом – чуть ниже, а во-вторых…Что, в Министерстве газет не читают, телевизор не смотрят, с правоохранительными органами не общаются? Удивительно, как при такой отрешенности от мирских дел там умудряются контролировать конституционность деятельности тех или иных общественно-политических движений. Может быть, до всех просто руки не доходят?

Для справки:
На текущий момент в России зарегистрировано 160 тыс. общественных объединений и 21 тыс. религиозных организаций. Кроме того, Минюст зарегистрировал 35 политических партий, отказано в госрегистрации 10 политическим партиям в связи с несоблюдением требований закона.

А теперь – обещанные "улики", собранные в СМИ. Кстати, корреспондент "Yтра", готовя данную публикацию, обнаружил в Интернете 225 упоминаний о НДПР. Сделай то же самое чиновник Минюста перед изучением гладких и грамотных документов, ее могло бы не состояться вообще. Не на прошлой неделе, а гораздо раньше партия продемонстрировала свои воззрения на внутриполитическую ситуацию. Для ясности картины - только три примера.

24 февраля 2002 г. в подмосковном городе Королеве прошел учредительный съезд НДПР. Вот что написала по его итогам газета "Русская Сибирь", ставшая вскоре рупором этой организации. "Что особо отметил съезд и на что нацелил своих делегатов? Первое. Данное собрание объединило все здоровые национально-державные силы РНЕ, РП, РНП и другие на основе Союза офицеров и Всеславянского союза журналистов в одну партию. Национально-державная партия не только официально подняла знамя национально-освободительной борьбы, но и объявила себя партией ВОЗМЕЗДИЯ. Основной задачей сегодняшнего дня считать создание и регистрацию региональных отделений НДПР, привлечение в свои ряды истинных борцов за Русскую Державу. И самое главное: мы обязаны честно сказать своему народу, что проживаем в оккупации. А значит, необходимо готовиться к жестокой общенациональной борьбе против иудейских религиозных фашистов. Десятилетняя разруха показала нам, что ума на созидание у иудеев нет и никогда не было, а управлять они могут только разрушительными процессами".

Вот что проморгали в Минюсте. Учредительный съезд. Однако справедливости ради надо отметить, другое ведомство все же проявило бдительность, хотя и с опозданием. 7 августа "Русской Сибири" было вынесено официальное предупреждение Минпечати за разжигание национальной розни и нетерпимости, а также за превратное понимание свободы СМИ.

История вторая. 13 июня в Ярославле возле здания мэрии прошел антикатолический митинг. Из репортажа Ярославской областной телерадиокомпании: "В 2 часа дня над мэрией города стали сгущаться тучи. Верующие увидели в этом проявление сатанинских сил, мешающих православным митинговать против католицизма. Несмотря на мистические предзнаменования, митинг все-таки, состоялся, и православная общественность смогла выразить свое возмущение "расширением Ватикана на восток".

Поводом для проведения митинга стали переговоры, ведущиеся католиками с мэрией города о выделении участка православной ярославской земли для строительства католического храма.

Гораздо более активны были представители организаций националистического толка. Среди митингующих были замечены делегаты Национально-державной партии, Славянского центра и даже лидер местных коммунистов. Защитники русской национальной идеи воспользовались случаем, чтобы обвинить высокопоставленных городских чиновников в причастности к всемирному масонскому заговору".

В довершение дайджеста прессы на тему явлений Национально-державной партии народу – еще одна зарисовка из провинции. "Калининградская политклиника. В Калининграде имеется, конечно, и своя шизофреническая национал-тусовка. Раньше местные антисемиты группировались в обществе "Русь", а теперь в организации Национал-державной партии. Они присутствовали на учредительном собрании местной организации НДП. Остальные - около 30 человек дедов и бабок - производили впечатление сбежавших пациентов психбольницы. Среди политклиники попадались и довольно колоритные личности: один мужик пришел с огромным медальоном со свастикой РНЕ, другой с казацкой саблей, которую он выдавал за самурайский меч, а третий долго убеждал присутствующих, что Гитлер хотел спасти русских от "еврейско-большевистского ига".

Почему же все это происходит сегодня в укрепляющейся, умнеющей просто на глазах современной России? Причин много. Но одна из главных – маргиналов начинает поджимать время. Они засуетились, пытаясь самоопределиться и самоутвердиться. Ведь до развертывания в полную силу думской предвыборной кампании остался всего год. И сейчас происходит очередное осеннее обострение партийной жизни. На крайне правом фланге размножаются партии, преимущественно путем деления. Весьма обеспеченный депутат Евгений Ищенко (бывший жириновец) прикупил себе у философа Валерия Скурлатова партию "Возрождение". Исключенный из национал-державного оргкомитета с формулировкой "за неантисемитизм" Андрей Архипов (бывший жириновец, бывший лимоновец и все еще председатель Право-радикальной партии) выдвинул лозунг конструктивного национализма и возглавил оргкомитет партии "Великая Россия". А откуда выросла та партия, о которой мы говорим, Национально-державная? Это просто переименованная на новый лад группа ультра-радикалов из Народной национальной партии, газеты "Русская правда" и бывших баркашовцев.

Кстати, еще одна интересная деталь. Если следовать известной формуле: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты", о том, что из себя представляют свежие поборники державности, можно судить и по тому, какую компанию они предпочитают. 20 июля в бункере московской организации Национал-большевистской партии* (точные координаты: 2-ая Фрунзенская улица, дом 7, помещение 4 - подвал) Комитетом за гражданские права была организована встреча единомышленников для обсуждения закона о противодействии экстремизма в России. И вот кто был заявлен на участие самими организаторами этого мероприятия. Без фамилий, только титулы: независимый политолог-марксист, члены Союза православных братств, члены Имперского союза-ордена, представители столичной организации "За право жить без ИНН" (кто не помнит – индивидуальный налоговый номер), члены католического органа (не путать с музыкальным инструментом), "Русская фаланга", лидеры Фронта национального спасения, член политбюро Союза коммунистов России и главный редактор газет "Искра" и "За Родину, за Сталина". Вот такая получилась тусовка, куда пришли и руководители НДПР.

Кто они на самом деле? Еще Ганди писал, что глупость и скотство в национально-державной идее чрезвычайно заразны. А что касается православия, то один из самых непримиримых борцов за утраченные духовные ценности Андрей Нежный высказал и такую мысль: "В системе национал-державного мировоззрения религия умирает. Кесарь становится важнее Христа, а государство - больше Евангелия. Без свободы веры нет".

Полукоммунисты, полуправославные, полуязычники, полуфашисты пытаются разнообразить политическую жизнь Москвы митингами, оформленными как яростно-патриотический фарс или как обычный балаган. Вот такая красивая жизнь получается: осень раскрашивает багрянцем и золотом леса, а всякие разные партии – флагами улицы. Однако все это было бы очень забавно, если бы, опять-таки, не предстоящие выборы. СМИ, ссылаясь на данные ФАПСИ, пишут о том, что 35% населения нашей страны, в первую очередь русского, "готово к восприятию радикальной русской националистической доктрины". 12 лет назад, еще до мягкой августовской революции 1991 г., таких было не более 17%. Почему вдруг цифра выросла? Разговоры о необходимости сформулировать и озвучить национальную идею политики, философы, литераторы, - да все кому не лень, вели давно. Но получилось как у в басне про Лебедя, Рака и Щуку. Даже нынешняя государственная символика во многом явилась компромиссом: монархический герб, демократический флаг триколор и чуть переделанный советский гимн. А что касается общенациональной идеи, то дальше попыток, очень неумных кстати, возвести в ее ранг штамповку бюстиков президента, ничего не пошло.

Природа не терпит пустоты. Однако маловероятно, что национал-радикалы будут широко представлены в новой Государственной думе. Тем не менее, их прохождение (в любом количестве) в высший законодательный орган государства должно послужить сигналом как для власти, так и для основных политических центров силы.

Но Бог с ними, с партиями. Рано или поздно Министерство юстиции разберется с правомочностью их регистрации. Всех вместе и каждой в отдельности. Проблема в другом. На чем основываются, пусть и не очень явные и развитые, но все же имеющие место симпатии к лозунгам, выдвигаемым радикалами? С одной стороны, они, как вирусы – слабостью организма, питаются недовольством материальным положениям граждан, которым в силу тех или иных причин не удалось вписаться в нынешний ритм развития страны, ее рыночных реформ и прочих свобод. С другой стороны, тут есть и отголоски страхов за безопасность своей жизни, своего дома. Мы же помним, какой всплеск ксенофобии, нелюбви к чужакам был и в столице и регионах после взрывов жилых домов. Неопределенность, неустроенность, даже зависть и злость на соседа, на которого в старые времена можно было бы черкнуть куда следует, оборачиваются у части общества некой имперской тоской, подсознательной тягой к мощному кулаку, который вдарит при случае и по агрессору империалисту, и по кулакам с буржуями на соседней улице. Плюс ко всему, кому-то "за державу обидно" и с другой точки зрения: мир изменился, внешняя политика – тоже. А с ними появилось и чувство утраты супердержавности.

Все это присутствует, и от этого никуда не денешься. Обиженные и недовольные были и будут всегда, даже любая диктатура и авторитарная система никогда не в состоянии полностью избавиться от иных мнений. А что касается маргинальных партий, то они существуют даже в тех странах, где за власть борются две-три партии, оставшиеся после длительного процесса естественного отбора, а история демократии насчитывает века, в отличие от наших 10 лет. Обращает внимание на себя другое. Националистический ресурс можно обратить и в мирное русло. Наиболее дальновидные российские политики уже осознали это. Практически одновременно такой виртуоз политических хитростей, как Борис Березовский, и один из заместителей главы кремлевской администрации вышли на молодежную националистическую группировку, которая сейчас как на дрожжах растет вокруг бывшего жириновца Архипова и мастера шоу, лидера рок-группы "Коррозия металла" Паука. Эта группировка при наличии соответствующей поддержки может запросто подмять под себя объединенную националистическую оппозицию, что бы ни думали по этому поводу иные ее соучредители.

P.S. А проверка деятельности НДПР, как сообщил Юрий Чайка, будет завершена до конца октября.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей