Твоих рисунков скрытый смысл

Квадратные формы любят изображать люди консервативные, обожающие порядок. Треугольники обычно рисуют те, кого принято называть лидерами, а также "правдоискатели". Окружности выводят люди эгоцентричные и самодостаточные

Я всегда рисовал: на уроках в школе, на скучных лекциях в институте, а позже – на утомительных "производственных совещаниях", на разных летучках и планерках. Рисовал деревья, каких-то неведомых зверей, дома, силуэты и профили людей... или просто чертил линии и фигуры. Причем делал это чисто автоматически, думая в это время о чем-то своем. Иногда, скосив глаза на коллег, сидящих рядом, я видел, что многие из них заняты тем же самым, то есть рисованием с отсутствующим выражением лица разных каракулей. Долгое время я был уверен, что рисунки на полях записных книжек, тетрадей и даже рукописей (часто страницы черновиков многих писателей испещрены всевозможными рисунками) – это всего лишь способ убить время либо занять руки, пока идет работа мысли. Но не все так просто: автоматические рисунки – не что иное, как своеобразный символический язык подсознания, которое в такой образной форме сигнализирует о скрытых желаниях, мотивах, мыслях. Директор Института развития человека в Сиэтле Роберт С.Бернс, который посвятил исследованию автоматических рисунков немало лет, обнаружил, что эти наивные и примитивные картинки имеют определенный смысл. Дело в том, что рисование и письмо в нашей психике тесно связано с устной речью, и когда мы не можем или не хотим высказаться вслух, то непроизвольно прибегаем к такой форме выражения, как различные фигурки на полях тетрадей и клочках бумаги. (Кстати, согласно некоторым исследованиям, девять из десяти человек в возрасте от 18 до 34 лет грешат этим занятием постоянно, а среди людей, перешагнувших 60-летний рубеж, "рисовальщиков" шесть из десяти.) Эти "послания из подсознания" легко поддаются расшифровке. По рисункам можно не только узнать, о чем думал тот или иной человек в момент автоматического "творчества", но и то, какие свойства характера ему присущи.

Объемные фигуры, например, говорят о том, что их автор – личность многогранная, способная принимать нетрадиционные решения и совершать непредсказуемые поступки. Квадратные формы любят изображать люди консервативные, обожающие порядок во всем. Таких людей практически невозможно сбить с толку и в чем-либо переубедить. Треугольники обычно рисуют те, кого принято называть лидерами. А также "правдоискатели", люди, не умеющие сглаживать острые углы. Окружности выводят люди эгоцентричные и самодостаточные. Кроме того, такие люди обычно являются хорошими семьянинами, но имеют довольно мало друзей. Замысловатый орнамент выдает человека неорганизованного, который, увлекшись внешней стороной дела, часто забывает, ради чего, собственно говоря, все это затеял. Тем не менее, таким людям все-таки нельзя отказать в целеустремленности и умении доводить все до логического конца. Большие рисунки во всю страницу – признак откровенности, доверчивости; маленькие, наоборот, говорят о застенчивости, сосредоточенности на себе.

Нарисованные звезды означают страстное желание получить то, чего человек лишен. Сексуальная озабоченность обычно проявляется не только в четко вырисованных гениталиях, но и в частом изображении змей, свечей или метании стрелы в цель. Стрелы и молнии выражают гнев или агрессивную реакцию на какое-то препятствие, которое человек не в состоянии в данный момент преодолеть. Цветы и виноградные лозы могут означать мысли о долгах. Деревья олицетворяют силу и жизнелюбие. Ветвистое дерево с толстым стволом означает, что вы жизнерадостны и энергичны; если человек рисует тоненькие деревья с голыми ветвями, то, значит, в нем угасло желание жить. Домики говорят об уверенности в себе. Лестница может означать напряжение и неуверенность. Лампочка или солнце – чувство тепла и света.

Появление штриховки в автоматических рисунках является тревожным сигналом: человек с трудом сдерживает волнение или тревогу; и чем тщательнее он заштриховывает какой-то рисунок, тем сильнее его беспокойство. У психологов есть тест "Рисунок человека"; так вот, по наличию штриховки, по силе нажима на карандаш, по тому, какая часть тела на рисунке заштрихована, опытный психолог может не только констатировать наличие сильной тревоги, но и с большой долей уверенности назвать то, чем она вызвана.

По наблюдению психологов, мужчины больше склонны рисовать геометрические фигуры, а женщины – людей и лица. Если же отдельные черты лица или фигуры слишком преувеличены или уменьшены, это тоже имеет особое значение. Очень большие глаза означают бдительность, а в крайних случаях – паранойю; если глаза очень маленькие или вообще отсутствуют, то этот человек не хочет чего-то замечать.

Кстати, метод автоматических рисунков использовали художники-сюрреалисты. В частности Андре Масон, используя ручки и индийскую тушь, позволял своей руке быстро странствовать по листу бумаги, и возникающие при этом случайные линии и пятна вливались в образы, которые он либо развивал дальше, либо оставлял как есть. Другой сюрреалист, Хуан Миро, описывал свой опыт так: "Я начинаю рисовать, и пока я рисую, картина сама начинает утверждать себя под моей кистью...".

Выбор читателей