Перепись для бомжей и заключенных

Власти не устают повторять, что перепись-2002 – "мероприятие национального масштаба, от верности результатов которого во многом зависит правильность ориентиров экономической политики"

Перепись-2002, а точнее, ее основной этап, стартует уже через сутки. Власти не устают повторять, что она, перепись, – "мероприятие национального масштаба, от верности результатов которого во многом зависит правильность ориентиров экономической политики". В подтверждение серьезности намерений, правительство даже заложило в бюджет 4 млрд руб. (с региональными средствами сумма вырастает до 5 млрд), чтобы все прошло без сучка и задоринки. Рапортуя о последних шагах по подготовке к основному этапу, именно такие слова произносили представители субъектов федерации в ходе селекторного совещания, проведенного в минувшую пятницу премьером Михаилом Касьяновым. Там, помимо общей стратегии, речь шла буквально обо всем, что так или иначе может помешать нормальной работе переписчиков. Организаторы озабочены даже тем, как устранить у девушек-счетчиц страх перед собаками и прочей живностью, охраняющей жилища и приусадебные участки опрашиваемых граждан.

Впрочем, после 16 октября участники процесса переписи с обеих сторон (заборов, лестничных площадок и т.п.) еще успеют вдоволь поделиться впечатлениями с прессой, соседями и знакомыми. Пока ясно одно – эта перепись обречена войти в историю, поскольку проводится впервые в свободной и одновременно почти поголовно грамотной (98% по данным издания Dorling Kindersley World Atlas – Лондон) стране.

Чтобы не быть голословными, для начала обратимся к истории. Первая попытка переписать наш народ, сведения о которой донесли исторические источники, была предпринята еще во времена великого князя Ивана Даниловича Калиты около 1335 года. Тогда даже целое восстание случилось, когда наместник хана Щелкан попытался выяснить, какое же число народу можно обкладывать податями (вот когда сопротивление русского населения переписной инициативе было вполне оправданным!). Инцидент позволил Калите добиться у Золотой орды права сбора дани для нее силами не прожорливых степных гостей, а собственными, что в немалой степени способствовало заложению основ политического и экономического могущества Москвы.

Первая общенациональная перепись уже не Руси, а Российской империи прошла в 1897 году. Тогда никакими особыми статистическими изысканиями не увлекались, просто подсчитали, что у его императорского величества 35 млн подданных, включая грудных младенцев и инородцев. Следующую перепись провели только 30 лет спустя, в 1926 году. Впервые применялся научный подход и проводилась серьезная подготовительная работа. Потом была перепись, на долгие годы вычеркнутая из истории, так как ее данные, почти не обработанные, сразу оказались засекречены. Ее провели в 1937 г., и оказалось, что население страны не растет, как утверждали вожди, а уменьшается. Это было связано и с голодом в Поволжье и с многомиллионными жертвами гражданской войны, что не могло не отразиться на демографической ситуации. А еще выяснилось, что подавляющее большинство граждан не хочет отрекаться от Бога, а неграмотность остается чуть ли не поголовной. Статистиков за аполитичную правду сослали в лагеря, а перепись решили провести заново через пару лет. Однако новые данные помешала обработать война.

Вновь провести ревизию народонаселения решили в 1959 году. Счетчики и переписчики стали чуть ли не главными героями трудовых будней, проявляя неслыханную сознательность, граждане принимали их в своих квартирах как Деда Мороза, а то и как любимых родственников или сватов. Причем отвечали на все без исключения вопросы, почитая это таким же гражданским долгом, как явиться первыми на участки для голосования, чтобы поддержать нерушимый блок коммунистов и беспартийных. То есть участие в переписи не только называлось, но и было воспринято как долг каждого гражданина. А почетная грамота переписчику за его участие в общественно значимом событии висела на стене потом долгие годы рядом с вымпелом ветерану труда и фронтовыми фотографиями.

В 1979 г. идеологически все было обставлено примерно так же, зато на помощь переписчикам впервые пришли электронно-вычислительные машины, о чем громко трубила советская пропаганда. Впрочем, трубить она умела по любому поводу. А вот последняя в СССР перепись 1989 г. должна была, по идее, повернуться лицом к человеку. Тогда в опросные листы были включены пункты о жилищных условиях, о благоустроенности квартир. Тогда все еще говорили о победе развитого социализма и светлых коммунистических далях в конце длинного темного тоннеля. На подготовку той переписи и агитационную работу денег не жалели. Вот только ее данные оказались интересны лишь историкам, так как через два года от переписанной страны стали отваливаться независимые куски, и название СССР стало атрибутом сувениров.

Впрочем, как утверждает глава Госкомстата Владимир Соколин, цифры, полученные еще в 1979 г., очень пригодились. На их основе был сделан и направлен в руководящие органы прогноз, согласно которому, начиная с 1994 г. население РСФСР должно было вступить в стадию длительной депопуляции, то есть естественного сокращения. Понятно, что тогда никто ни о предстоящем развале СССР, и о тяжелой жизни в начале гайдаровских реформ знать не мог.

Сегодня, призывая каждого жителя страны предоставить сведения о себе, организаторы переписи-2002 не устают повторять, что "если каждый конкретный человек не заявит о себе, то в бюджете очень трудно будет планировать средства на жизнеобеспечение опять-таки каждого конкретного человека – бесплатное жилье, поликлиники, школы и социальное страхование". Тем не менее, скептическое отношение к этому мероприятию не только не уменьшается, но даже выросло за последние месяцы: если в январе-феврале доля сомневающихся составляла только 5%, то сегодня она доходит до 18%. Тоже черта нашей отечественной психологии: креститься начинаем, когда грянет гром. Ведь дверь придется открыть незнакомому человеку не когда-то в отдаленном будущем, а уже завтра. Печальный факт, а признать приходится: всего за 13 лет отношение к переписи как празднику сменилось на подозрительное, недоверчивое или ироничное.

Кто постучится в ставни или нажмет кнопку дверного звонка? Даже социологи признают, что согласны о себе сказать всю правду только в деревнях, да еще люди чем-то недовольные, кому или терять нечего, или видящие способ донести до власти свои требования и чаяния посредством общения с нанятыми властью же переписчиками. Однако тем, кто боится увидеть под овечьей шкуркой счетчика пособника криминала, в правоохранительных органах напоминают, что кандидатуры их прошли тщательную проверку через базы данных МВД. Вот какой совет дал генерал-лейтенант милиции Иван Клеменков: "Переписчика в свою квартиру пускайте только того, кто был вам представлен на предварительном обходе. Если опасения все же сохраняются – ну не понравилось вам выражение лица того, кто позвонил в дверь - позвоните 02. Сообщите, что прибыл неизвестный и пытается проникнуть в ваше жилище под видом переписчика". Группы немедленного реагирования, по его словам, будут выезжать с резервным временем прибытия от полутора до пяти минут. Кроме того, переписчик обязан позвонить во все квартиры, расположенные на лестничной площадке. Сомневаетесь снова – позвоните участковому милиционеру, которого знаете в лицо и которому доверяете. Он придет и будет присутствовать при переписи. А если и это не поможет не бояться человека с папкой, позвоните по телефону или придите лично на переписной участок".

С тем, что перепись, в принципе, дело полезное, сейчас практически никто не спорит. Даже на этапе подготовки к ней удалось устранить множество нарушений, это называлось "наведением порядка в адресном хозяйстве". На все дома по всей Руси великой повесили номера и таблички с названием улиц. Кроме того, выяснилось, что наши сограждане иногда грешат тем, что не снимают с учета по месту жительства уже умерших и наоборот, не ставят на него новорожденных детей. Да и не только это. Только в одной Карелии изучение предстоящего фронта работ переписчиков показало, что у 3 тыс. граждан по разным причинам нет паспортов, а 5,5 тыс. проживают без регистрации.

Однако даже если властям удастся снять страхи большинства россиян в том, что переписчик, заполняя опросный лист, запомнит, в какой комнате у нас стоит шифоньер с бабушкиным боа, возникает масса других проблем. Одна из самых серьезных – искренность ответов. Ведь документов у нас спрашивать не будут. Например, немало может найтись мужчин, которых девушки-переписчицы застанут дома в отсутствие жен, и как тут удержаться от соблазна записать себя в холостяки (более экзотический вариант – шутки ради некоторые дамы могут заявить себя джентльменами, впрочем, такие заморочки, как выражаются ученые, останутся в рамках статистической погрешности).

Еще один вопрос – как быть с мигрантами. Согласятся ли они разговаривать со счетчиками, если живут без регистрации? На этот счет официальные лица тоже нашли контраргументы. В частности, генерал-лейтенант милиции Иван Клеменков поделился таким впечатлением: когда он принимал делегацию турков-месхетинцев из Краснодарского края, те принесли список "своих" толщиной в "Капитал" Маркса (кто не учил классическую политэкономию – это около 8 см), где они просили учесть всех своих соплеменников, проживающих в крае. Иммигрант, убежден милицейский начальник, прибывая в Россию, "в первую очередь хочет зарегистрироваться, чтобы получить социальную помощь, вид на жительство. Чтобы потом в пожарном порядке не решать вопросы: где лечиться, обучать детей и решать прочие житейские проблемы". С этим мнением можно не согласиться. Но министр по делам национальной политики Владимир Зорин нашел другие слова: "Для переписчика нет понятия, законный или незаконный мигрант. Он приходит и спрашивает: "Являетесь ли вы гражданином России?" Легально или нелегально приехали в страну, для него значения не имеет".

Помимо мигрантов, которые ради собственной безопасности могут уклониться от ответов, есть и другие так называемые проблемные категории. Зная, что перепись – мероприятие государственное, кое-кто на ней может попробовать сорвать недовольство внутриполитической ситуацией. И дело тут вовсе не в яростных ура-патриотах. В Карелии в труднодоступном районе уже переписали 644 человека. Но шестеро отказались отвечать на вопросы. Это были врачи и медсестры, которых не устраивает маленькая зарплата. Кстати, это случай не единичный. Да мало ли за что можно быть обиженным на государство? Вот, например, в поселке Подгорный Воронежской области жители пригрозили бойкотировать перепись, если к ним поближе не перенесут железнодорожный переезд. Тоже способ борьбы за свои права.

Еще один аспект – национальный. В 1989 г., когда все ответы сличали с паспортом, выяснилось, что в РСФСР проживают 120 млн русских, 5,5 млн украинцев, 899 тыс. чеченцев и 11 млн представителей других народов. Теперь же, учитывая свободу в самоопределении каждого, Госкомстат включил в перечень возможных 800 национальностей и этнических наименований. Достаточно ли будет этого? Неизвестно. И вот почему. Казаки, например, это сословие и народ? Ни этнографы, ни политики однозначного ответа пока дать не могут. Ну, допустим, разрешили жителям Ставрополья или Краснодарского края записывать себя "казак, казачка". А дальше что будет? Добившись для себя признания как отдельный народ, казачество может вспомнить, что они как народ еще репрессированы были, и тогда от станичников отбоя не будет в судебных органах: почему бы не востребовать у власти отнятое у предков имущество, земли и даже право на льготное налогообложение, как при царе? В 1989 г., дабы не провоцировать такого рода настроения, органы статистики получили инструкцию: при появлении в переписном листе слова "казак" в графе национальность переписывать ее на кодовое обозначение "001", то есть "русский".

Да Бог с ними, с казаками! В России и без них пестроты хватает. В Брянской области местные власти были вынуждены идти на поклон к главам цыганских семей, чтобы те уговорили "ромал" переписаться. А в одной таежной деревушке счетчики обнаружили старообрядцев в количестве трех пока еще живых душ. Только листы переписные на них заполнить целиком не удалось за исключением пунктов о половой принадлежности и адреса. Три старушки оказались настолько далеки от мирской суеты, что даже не пожелали открыть глухих ставен своих уединенных изб. А ведь еще и бомжи есть, и заключенные. Но, как показала предварительная работа, с ними, как ни парадоксально, проблем куда меньше, чем, скажем, с бизнесменами, для которых появление переписчика до сих пор связывается со страхами, что те помимо данных о детях и национальности перепишут количество видеокамер на шляпной вешалке. В местах заключения на перепись идут стройными рядами чуть ли не с песней на устах. Еще бы, такой аттракцион, бесплатное развлечение в тюремных буднях. А что касается бродяг (их в нашей стране 4 млн, это чуть меньше населения Папуа Новой Гвинеи и чуть больше современной Армении), то более благодарной категории населения просто не существует. Они переписи просто обрадовались, и даже пообещали прийти на участки, да еще и не по одному разу. Специалистам сейчас в срочном порядке приходится ломать голову, как справиться с неожиданным энтузиазмом. Появилось предложение воспользоваться опытом президентских выборов в Сербии и ставить им на руки специальной светящейся мастикой особый знак, чтобы отличить новых от уже посчитанных. В Госкомстате эти хлопоты вовсе не считают излишними: "Это граждане нашего государства, и мы должны о них заботиться и помогать им".

Да, конечно, граждане. Без паспортов, с малой родиной в подвалах и на канализационных решетках. Но все же россияне. Причем далеко не такие отсталые, как принято думать. Один журналист шутки ради провел опрос среди постоянных обитателей Белорусского вокзала. Выяснилось, что 80% бомжей без запинки могут назвать состав экономического блока российского правительства. Они черпают свою энциклопедическую осведомленность из прессы, в которую заворачиваются перед сном.

Перепись-2002 развернется в полную мощь уже в среду, 9 октября. Ее результаты будут полезны для экономического и социального планирования, для истории, для всяких других наук, наверное, тоже. Но самое главное, на что ни в Госкомстате, ни в других государственных институтах не обратили внимания, готовя аргументацию и пропаганду мероприятия, они будут интересными.

P.S. Вернувшись домой вечером в пятницу 4 октября, журналист "Yтра" обнаружил у себя возле дверного половичка листовку с символикой переписи и телефоном "горячей линии", оставленную счетчиком при предварительном обходе. Позвонив по указанному номеру, мы выяснили, что переписаться по телефону может только инвалид 1-2 группы, через Интернет – не положено, поэтому остается два варианта: постоянно оставаться дома кому-то из членов семьи, либо идти лично на переписной участок с 8:00 до 22:00 в любой день с 9 по 16 октября.

Выбор читателей