Гибель Арбата

Сорок лет назад, в конце лета 1962 года, началось строительство Нового Арбата (в те годы – проспекта Калинина) и вместе с ним – уничтожение уникальной исторической зоны Москвы

"Образ юности отошедшей, жизни шумной и вольной, ласковой сутолоки, любви, надежд, успехов и меланхолий, веселья и стремленья – это ты, Арбат", – так видел Арбат начала 20 века русский писатель Борис Зайцев. Наряду с другими создателями "арбатского мифа" – Андреем Белым, Осоргиным и Окуджавой, Зайцев старался показать Арбат в его многоликости и изменчивости. Арбат в роскоши, сытости и довольстве... Арбат в революционной и военной разрухе... Арбат советский, совсем иной, чем прежде, но все равно живой и потому радующий... Гибель Арбата творцам арбатского мифа невозможно было представить даже в самых страшных апокалиптических видениях.

Очевидцем гибели Москва стала в 1960-е годы, когда на месте этой исторической части старого города был проложен Калининский проспект. Тогда не стало ни Собачьей площадки, ни Кречетниковского переулка, ни роскошных особняков, милых домов и домишек, которые создавали специфически московский уют и неповторимый колорит этого района.

Наверное, многие москвичи тогда горевали и искренне оплакивали невосполнимую утрату архитектурных памятников и культурных достопримечательностей района. Но один из них не просто горевал и оплакивал. Он – свидетельствовал. Известный фотохудожник Александр Потресов предотвратить гибель Арбата не мог. Но он заснял ее на фотокамеру: для памяти и для потомства. Он снимал Старый Арбат несколько лет. Снял последние дни его жизни – перед разрушением. Он проследил до конца, до смертного конца, судьбу каждого здания, каждого переулка...

В этом году – столетие со дня рождения фотохудожника. Он прожил долгую и в целом успешную жизнь: например, будучи сыном эмигранта, счастливо избежал сталинских репрессий... Он много и успешно работал; фотографировал архитектурные и природные достопримечательности России. Его снимки активно печатались и были востребованы. Но арбатская фотолетопись не публиковалась никогда. Впрочем, Потресов, наверное, и не надеялся на то, что она будет востребована при его жизни. Уж слишком неуместны в ту эпоху были его гражданский импульс, пафос и – не побоимся этого слова – подвиг.

Старый Арбат погиб. Его летописец А.Потресов уже тридцать лет как умер. Но уникальные снимки сохранились в семейном архиве мастера. И сегодня они не просто востребованы – они очень нужны: тем, кто любит Москву и Арбат, тем, кто любит историю и культуру... В память об удивительном фотохудожнике, в память об утраченном Старом Арбате и в назидание потомству Государственный музей Пушкина, "Мемориальная квартира Андрея Белого на Арбате" и галерея "Ковчег" проводят выставку фоторабот А.С.Потресова.

С 16 октября по 16 ноября они будут экспонироваться в выставочном зале Государственного Музея А.С.Пушкина (не путать с музеем Изобразительных искусств на Волхонке) (Арбат 55/32; вход с Денежного переулка, телефон для справок 241-75-86).

Выбор читателей