Рождение нового искусства

Что такое барбизонская школа и как она повлияла на современную живопись, можно рассмотреть на примере одной коллекции. В Пушкинском музее открылась выставка "Рождение современного искусства"

На открывшейся в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) им. Пушкина выставке "Рождение современного искусства. От барбизонской школы до конструктивизма" представлены работы того периода развития европейской живописи, который характеризуется разрывом с традиционным, академическим, пониманием реальности и переосмыслением роли художника в обществе. Этот разрыв как раз и был связан с процессом становления современного искусства. Как хронологическая и историческая категория оно включает в себя различные, часто противоречивые направления, возникшие в конце XIX – начале XX века.

Современные течения зачастую не ориентируются на художественные и национальные традиции. Выходя за эти рамки, искусство по своему духу стало интернациональным, развиваясь в различных направлениях, но проистекая из единой европейской культуры.

На выставке представлены работы из собрания Национального музея Белграда. Важнейшее место принадлежит произведениям Барбизонской школы, представители которой впервые воплотили дух нового времени в конструктивизме, в точных формулировках которого таились ключевые принципы современного искусства, заключающиеся в исследовании отношений "природа – художник – общество".

С точки зрения истории искусства XIX века, Барбизонская школа может рассматриваться как завершающий этап романтизма. В то же время, она зиждется на идеях, которые впоследствии найдут свое отражение в реализме как эстетическом эквиваленте истинного и объективного понимания и осознания жизни.

Облюбовав в конце тридцатых годов XIX века село Барбизон, расположенное у окраины леса Фонтенбло, художники стремились объединить в одно целое два понятия – искусство и природу. При этом они не пытались создать настоящую школу с теоретической программой, а собирались вместе, увлеченные идеей Дж.Констебла о том, что природу необходимо изображать такой, какой она есть. Одновременно с первыми, интуитивно найденными живописцами способами передачи естественного света появилась монография Э.Шеврейля об оптических исследованиях восприятия цвета (1839), которая станет научной аналогией последующих исследований импрессионистов. Исход из мастерских – это отчасти и романтический шаг, истоки которого лежат в идеях Жан-Жака Руссо.

После просмотра работ барбизонцев часто возникает ощущение чрезмерно мистического, пантеистического восприятия природы. В произведениях малых форм Франсуа Добиньи, Леон-Виктора Дюпре, Анри-Жозефа Арпиньи, Констана Тройона очень хорошо чувствуется этот дух.

Появление импрессионизма совпадает с окончательным установлением доминирующей роли Парижа как мирового центра искусства. Распространяясь за пределы Франции, импрессионизм часто влек за собой синтез формальных методов с другими стилистическими и эстетическими концепциями. Так, в северных странах отголоски импрессионизма угадываются в символизме - в картинах голландского художника Яна Торопа, и натурализме - в работах немецких живописцев Макса Либермана и Фрица фон Уде, а затем, на этапе перехода к экспрессионизму, в поздних произведениях Ловиса Коринта.

Параллельно с импрессионизмом развивались различные течения символизма, нашедшие отражение сначала в умеренности и эстетизме подлино академических художников Гюстава Моро или Пюви де Шаванна, а позднее в туманных фантазиях на темы реального мира в работах Эжена Каррьера и интроспективных творениях Редона.

Сходные мысли владели представителями лишенного академичности чистого символизма. Идеи, которые разработал Морис Дени, а воплотил Гоген, были отправной точкой, из которой позже разовьется стилистика группы "Наби". Представители последней – Пьер Боннар и Эдуар Вюйяра - в своих поздних работах сформулировали эстетику интимизма.

Абстрактная концепция Пита Мондриана – неопластицизм – свела живописные образы к гармоничным и уравновешенным соотношениям формы и цвета, свободным от подражания и экспрессии. "Композиция II" 1929 г. относится к самому характерному периоду развития неопластицизма.

Авангардные направления, доминировавшие в Европе на протяжении первых трех десятилетий XX века, по характеру художественного языка были интернациональными.

С момента возникновения Барбизонской школы до эпохи конструктивизма художников волновал целый ряд вопросов, относящихся к исследованию отношений между искусством и природой. Они проделали путь от постепенного освобождении от природы как художественной модели до утверждения того, что искусство существует как самостоятельная реальность, подчиняющаяся внутренним законам и характеризующаяся субъективным восприятием.

Конечно, столь обширный пласт истории живописи не может быть достаточно полно представлен в одной музейной коллекции. Однако данная экспозиция обращает внимание и на те работы, которые значительно отличаются от традиционного представления о том или ином авторе, что позволяет по-новому оценить его творчество.

Следует также отметить, что данная выставка – первый большой культурный проект, целиком поддержанный "МДМ-Банком". К счастью, развитие искусства становится одним из приоритетных направлений культурно-просветительской деятельности российских меценатов.

Выставка проходит с 8 октября по 17 ноября в ГМИИ им. Пушкина.


Выбор читателей