Бьют французов, чтоб русские боялись

Уже более года продолжается операция США против международного терроризма. До сих пор главная ее цель не достигнута: "Аль-Каэда" и связанные с нею исламистские экстремистские организации не уничтожены, большинство их лидеров по-прежнему остается на свободе

Уже более года продолжается операция США против международного терроризма. До сих пор главная ее цель не достигнута: "Аль-Каэда" и связанные с нею исламистские экстремистские организации не уничтожены, большинство их лидеров по-прежнему остается на свободе. Однако Вашингтон все-таки добился существенных успехов. Под прикрытием операции против "Аль-Каэды" и ее союзников США значительно расширили свое влияние в Центральной Азии, Закавказье и Северной Африке. В этих регионах сконцентрированы огромные запасы нефти и газа, что предопределяет особую роль, отводимую Белым домом этим территориям, в деле достижения энергетической независимости от Саудовской Аравии и княжеств Персидского залива. Поэтому неудивительно, что действия Пентагона и ЦРУ сопровождаются активизацией ведущих американских нефтегазовых компаний.

Свержение Саддама Хусейна, буде такое состоится, позволит Вашингтону не только взять под контроль одно из наиболее богатых нефтью государств Востока, но и значительно снизить мировые цены на "черное золото". Действуя одновременно на нескольких направлениях, Белый дом расчетливо и терпеливо добивается политико-энергетического господства на просторах Азии и Северной Африки. Естественно, что достижение данной цели невозможно без вытеснения конкурентов: России и Ирана из Центральной Азии и Закавказья; Великобритании, Франции и России с Ближнего Востока (в частности, Ирака); Франции, Испании и Италии из Северной Африки. Ради этого используются самые различные методы: от пересмотра правил экспорта нефти из Ирака (в результате чего Москва утратила лидерство в экспорте "черного золота" из этой страны), до воскрешения забытых территориальных споров (по примеру июльского конфликта между Марокко и Испанией). Однако наиболее надежным способом избавиться от конкурентов является сегодня исламский фактор. В Афганистане, Узбекистане, Киргизии, Йемене, Филиппинах и Грузии он использовался для легитимации американского военного присутствия. Это относительно простой вариант: сначала исламисты активизируются в том или ином регионе (например, на северо-востоке Грузии), а затем там появляются специалисты из США. Иногда применяются куда более замысловатые методы. Примером тому служит ситуация в Алжире, где обстановка постоянно дестабилизируется из-за терактов. Это подрывает не только престиж центральной власти, но в конечном итоге и позиции Франции, как в самом Алжире, так и во всем Магрибе. Что-то похожее происходило в июле сего года на палестинских территориях. Тогда деятельность ХАМАСа использовалась как повод для нейтрализации британских усилий по возобновлению ближневосточного переговорного процесса.

На текущей неделе мы стали свидетелями еще одного варианта эффективного применения исламского фактора. Очередная акция боевиков "Аль-Каэды", которая, по утверждению Вашингтона, все больше укрепляет связи с Багдадом, призвана повлиять на позицию Парижа в иракском вопросе. Для России, стремящейся восстановить некогда утраченные позиции на Ближнем Востоке и африканском континенте, последние события должны послужить уроком.

Ловушка для Парижа
особенно для французской разведки.

6 октября на французском танкере Limburg, находившемся неподалеку от юго-западного побережья Йемена, произошел мощный взрыв. Вскоре о случившемся узнал весь мир, и международные СМИ ежечасно сообщали подробности. Спустя несколько часов, французские источники заявили, что, скорее всего, взрыв произошел в результате теракта. Кто именно являлся его заказчиком, догадаться было несложно, поскольку почти одновременно на телеэкранах вновь замелькал знакомый лик Усамы бен Ладена. Более того, согласно свидетельствам членов команды танкера, за несколько минут до взрыва к нему на большой скорости приблизился катер, на котором, по всей видимости, находились двое террористов-самоубийц. Версию о теракте поддержали официальные представители Франции, в том числе министр иностранных дел Доминик Вильпен, а прокуратура начала расследование по статье "терроризм". Однако Йемен категорически опроверг эту версию. По словам министра транспорта и гражданского морского флота Саед Йафаи, "Пожар на борту французского танкера стал причиной взрыва в одном из танков". Как бы то ни было, президент страны Али Абдалла Салех, не желая портить отношений с одним из наиболее последовательных и верных арабских союзников в Старом свете, незамедлительно связался с Жаком Шираком. Тот в ходе беседы сообщил о намерении направить на место событий группу сотрудников спецслужб с целью скорейшего расследования причин взрыва. Салех выразил готовность оказать им всю необходимую помощь. Одновременно была установлена связь Парижа и Саны с Вашингтоном. Обе стороны по-своему проинформировали Белый дом о случившемся. Французы изложили соображения, позволяющие говорить, что в данном случае имел место тщательно подготовленный теракт.

Не дожидаясь прибытия названных гостей, Али Абдалла Салех распорядился о создании следственной комиссии. В ее состав вошли чиновники Министерств окружающей среды, нефти и транспорта, а также сотрудники Службы общей безопасности (СОБ) Йемена. Курировать работу комиссии поручили сыну президента - бригадному генералу Ахмаду Салеху. Будучи командующим спецназа йеменской армии, он является одной из наиболее могущественных фигур в Сане. Особым влиянием сын президента пользуется в силовых структурах, поддерживая одновременно тесные связи с представителями Пентагона и ЦРУ. Именно с ними вечером 6 октября Ахмад Салех провел двухчасовую встречу. По сведениям дипломата одного из государств СНГ, аккредитованного в Сане, той же ночью сын главы государства отдал следственной комиссии распоряжение уничтожить все улики и нейтрализовать свидетелей произошедшего. Yтром следующего дня йеменские спецслужбы арестовали несколько человек, имевших отношение к взрыву. Однако в столичный следственный изолятор СОБ они так и не попали. Вместо них там оказались исламские активисты египетского, суданского и иракского происхождения. Таким образом, к моменту прибытия в Сану французских офицеров меры для оказания им обещанной "необходимой помощи" были приняты.

Одновременно свое содействие в расследовании происшедшего французам предложили представители ФБР и ЦРУ. Как известно, два года назад они столкнулись с аналогичной ситуацией после теракта на американском эсминце Cole, а с конца 2001 г. сотрудники спецслужб США на местности занимаются изучением исламских террористических группировок Йемена. За это время они и не только приобрели богатейший опыт, но и обзавелись разветвленной агентурной сетью, охватывающей радикальные организации и йеменские силовые структуры. Об этом свидетельствует тот факт, что сентябре Вашингтон распространил информацию о подготовке серии терактов в прибрежной зоне Йемена, направленных против граждан и объектов стран Запада. В свете всего вышесказанного становится ясно, что прибывшие из Парижа следователи не стали отказываться от предложенной американцами помощи. Те, в свою очередь, выдали обширное досье на действующие в Йемене исламистские структуры и их активистов. Этим представители ЦРУ не ограничились и поделились с европейцами последней оперативной информацией, почерпнутой из агентурных донесений и данных электронной разведки. По сведениям упоминавшегося дипломата, на основании представленных ЦРУ материалов вырисовывается картина происшедшего. С одной стороны, становится очевидной роль двух исламистских группировок, связанных с "Аль-Каэдой", а с другой – совершенно отчетливо прослеживается "иракский след".

Аравийский плацдарм джихада
и чеченских ваххабитов.

Еще в середине сентября 2001 г. эксперты ЦРУ представили Белому дому исчерпывающие доказательства того, что Йемен наравне с Афганистаном является одним из главных мировых центров "Аль-Каэды" и других радикальных исламистских организаций. В Лэнгли по данному вопросу был составлен специальный отчет из трех частей. В первой была представлена информация об исламистских структурах Йемена. В этом разделе основное внимание уделялось Исламской реформистской партии ("Аль-Ислах") и ее боевому крылу – "Исламской армии Адена-Абьяна". Кроме того, содержались данные о военизированных формированиях, отколовшихся от нее осенью 1999 г. и действующих в горных районах на севере и в центре страны. К первой части отчета прилагались историческая справка об указанных структурах и расширенные досье на многих активистов и полевых командиров. Особое место занимало досье лидера партии "Аль-Ислах" шейха Абдул аль-Маджид аз-Зандани. Кроме того, эксперты ЦРУ подробно описали международные связи йеменских исламистов с их единомышленниками в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке, центрально-азиатском и кавказском регионах (в частности, с чеченскими ваххабитами и исламистами в Азербайджане).

Вторая часть касалась деятельности на территории Йемена Усамы бен Ладена, его организации "Аль-Каэда", а также связанных с нею местных и иностранных граждан, принимавших участие в афганской войне против СССР. В прилагавшейся справке рассматривалась история сотрудничества террориста № 1 с оппозицией, действовавшей в 80-х годах против просоветского режима НДРЙ (Южный Йемен). Ссылаясь на архивные материалы, составители отчета приводят многочисленные факты взаимодействия бен Ладена со Службой общей разведки Саудовской Аравии и лично ее экс-шефом Турки бин-Фейсалом.

Авторы отчета указывают, что "в 1996-1998 гг. Йеменская Республика (ЙР) превратилась в региональную базу организации "Аль-Каэда". В 1998-м представители бен Ладена при содействии местных активистов организации "Аль-Джихад аль-Ислами" египетского происхождения и сотрудников государственных структур ЙР, связанных с партией "Аль-Ислах", основали местный центр "Аль-Каэды" в районе Адена. Весной того же года, согласно агентурным сведениям ЦРУ, бен Ладен тайно посетил Сану. ЙР со второй половины 90-х годов использовалась "Аль-Каэдой" в качестве транзитного пункта между Ближним Востоком и Северо-Восточной Африкой. Пользуясь практическим отсутствием системного паспортного режима и коррумпированностью местных органов власти, в указанный период, а также в 2000-2001 гг. через ЙР в обоих направлениях было переправлено более полутора тысяч членов "Аль-Каэды" и связанных с ней организаций. Часть из них при участии Абдул аль-Маджид аз-Зандани (лидер партии "Аль-Ислах") и некоторых командиров Исламской армии были переправлены в Чечню. Маршрут: ЙР - Саудовская Аравия - Закавказье (чаще всего Азербайджан) - Северный Кавказ. В ряде случаев, особенно в 1994-1996 гг., наравне с государствами Закавказья в качестве транзитных пунктов в пределах СНГ использовались Казахстан и Туркменистан".

По сведениям ЦРУ, "во второй половине 90-х гг. в ЙР при содействии связанных с партией "Аль-Ислах" государственных чиновников были созданы каналы финансирования исламистских радикальных организаций в Сомали, Эфиопии и Эритреи". При этом нередко использовались финансовые структуры стран Персидского залива, Пакистана и Саудовской Аравии.

Третья часть посвящена иностранным исламистским организациям, чьи представительства или активисты действуют на территории Йемена. Составители документа уделили особое внимание "Аль-Джамаат аль-Исламия", "Исламскому джихаду" и ХАМАСу. К отчету прилагается краткая историческая справка о деятельности последнего на территории Йемена в период с 1989-2001 гг. В приложениях приводятся досье на основных активистов местной штаб-квартиры ХАМАСа, содержатся сведения о связях организации с властными структурами. Особое внимание уделено расследованию теракта, произошедшего 12 октября 2000 г. в порту Адена. Тогда в результате взрыва около американского эсминца Cole 36 человек получили ранения и 17 погибли. Кстати, информация о причастности к их гибели боевиков "Аль-Каэды" широко использовалась Белым домом в информационной кампании по подготовке общественного мнения к операции в Афганистане. Тогда, в частности, сообщалось, что в организации теракта решающую роль сыграли два активиста "Аль-Каэды": саудовец Абед аль-Рахман ас-Саафани и его напарник Джамаль Бадауи. Первому удалось скрыться, а Бадауи попал в руки йеменских спецслужб. По данным ФБР, в 1997 г. он побывал в Афганистане, где прошел курс специальной подготовки в одном из тренировочных лагерей бен Ладена. Осенью прошлого года, в преддверии операции против талибов, эти сведения оказались как нельзя кстати.

Иракский след.
По версии спецслужб США

Наряду с материалами о деятельности "Аль-Каэды" и других исламистских организаций в Йемене, ЦРУ предоставило французам многочисленные сведения об их связях с иракской разведкой. Багдад традиционно проявляет повышенное внимание к этому стратегически важному району Аравийского полуострова, соединяющему Красное море с Персидским заливом.

Еще с 70-х, 80-х годов Ирак стремился расширять свое влияние в Йемене. О масштабах иракского присутствия свидетельствует хотя бы тот факт, что в первой половине 1994 г. на территории Южного Йемена находились 1200 сотрудников иракских спецслужб и военных специалистов. После очередного конфликта между югом и севером (май-июнь 1994 г.) большинство подданных Саддама Хусейна покинули Южный Йемен. Однако это сделали далеко не все. В дальнейшем багдадские разведслужбы продолжали свою деятельность. Она активизировалась в конце прошлого года, когда Саддам поставил перед собой цель склонить арабские страны на свою сторону в преддверии предстоящей атаки Вашингтона. Как известно, одним из основных противников Ирака является Пятая Республика. Теперь Парижу будут предоставлены доказательства причастности иракской разведки к взрыву на танкере Limburg. Помимо прочего, документация, переданная французам, содержит сведения о тайных связях Багдада с активистами "Исламского джихада", "Аль-Джамаа аль-Исламия" и палестинских организаций. Также имеются данные о том, что местные исламисты, занимавшиеся подготовкой терактов, в конце прошлого – начале сего года посетили Ирак, а в последствии пользовались его щедрой финансовой помощью.

Вотчина ЦРУ
Йемен и окрестности.

До осени прошлого года йеменские власти весьма неохотно шли на контакт с американскими спецслужбами. Этим, в частности, объясняются трудности, с которыми столкнулось ФБР при расследовании теракта против эсминца Cole. После 11 сентября ситуация кардинально изменилась. Тогда среди ближайших помощников Буша возобладало мнение, что США более не могут опираться в своей ближневосточной и североафриканской политике на публичную дипломатию. Новая геополитическая реальность требовала принципиально иного подхода. Лишь ЦРУ могло обеспечить расширение американского влияния в указанных регионах, а также установить тайные связи с такими государствами как Йемен, Ливия и Судан. В противном случае Вашингтон уступил бы европейским союзникам в соперничестве за энергоресурсы и гигантский рынок арабского Востока.

Стремительное развитие американо-йеменских отношений с осени прошлого года явилось одним из следствий новой стратегии Белого дома. Уже конец сентября 2001 г. был отмечен активизацией ЦРУ на йеменском направлении. Перед Лэнгли была поставлена задача не только вести работу против исламистов, но и расширять американское влияние во властных структурах страны. Особый акцент делался на привлечении к сотрудничеству высокопоставленных представителей госаппарата, офицеров силовых ведомств, а также влиятельных лиц из окружения президента и финансовой элиты. Первые результаты не заставили долго ждать, особенно, если учесть размеры бюджета, выделенного на эти цели администрацией Буша. В последнюю неделю сентября спецслужбы Йемена арестовали в нескольких районах страны десятки активистов "Аль-Каэды" и связанных с нею организаций. Большинство из них давно числились в "черных" списках ЦРУ и ФБР. В отличие от расследования октябрьского теракта 2000 г., на сей раз сотрудники американской разведки были допущены к допросам и обыскам. В октябре подобные операции сил безопасности, щедро оплаченные Вашингтоном, продолжалась. Лишь после того, как в Лэнгли окончательно убедились в "искренней" готовности руководства Йемена к тесному сотрудничеству, туда в начале ноября тайно прибыла довольно крупная делегация представителей ЦРУ. Во время ее пребывания в Сане, а также в ходе ответного визита шефа разведки, генерала Джаласа аль-Кхамаша, в США, был подготовлен саммит лидеров двух государств, который состоялся 27 ноября прошлого года. В обмен на американскую финансовую помощь и поддержку в борьбе с внутренней оппозицией Сана согласилась предоставить ЦРУ еще большую свободу действий. Тогда же финансирование американского военного присутствия в Йемене было увеличено с $450 тыс. в 2001 г. до $2,65 млн в 2002 году.

В марте, впервые с 1987 г. Йемен посетил вице-президент США. Одновременно из Омана и с французской военной базы в Джибути сюда начали прибывать элитные подразделения американской армии. Летом американские инструкторы провели курсы спецподготовки для рядового и офицерского состава Республиканской гвардии и других силовых структур. Наиболее отличившиеся были направлены на дальнейшее обучение в Соединенные Штаты. В то же время под патронажем Лэнгли в системе безопасности Йемена была проведена реорганизация и создан ряд новых подразделений. В середине сентября в Сану вновь прибыла делегация из Пентагона. Она должна была добиться согласия президента Салеха на еще большее увеличение военного присутствия США. Однако на сей раз йеменцы выразили опасение, что многочисленный контингент американских военнослужащих вызовет негативную реакцию лидеров близлежащих государств. Многие из них, в частности режимы Саудовской Аравии, Ирака и Ирана, могут усмотреть в этом непосредственную угрозу своему существованию.

Поэтому представители Салеха заявили, что для увеличения американского присутствия в Йемене должен быть достаточно серьезный повод. После взрыва на французском танкере он появился, ведь сам президент не в состоянии без помощи США справиться с местными террористами.

Игра не по правилам
Москва может стать следующей жертвой.

Минувшим летом некогда могучие державы Старого Света, давно утратившие былое величие, всячески пытались восстановить свое влияние в Западной Азии и Северной Африке. Франция заметно активизировала отношения со странами Магриба, Сирией и Ливаном, Великобритания стремилась играть большую роль в зоне израильско-палестинского конфликта и наладить связи с Ливией. Затем дошла очередь до Йемена, куда в начале июля прибыла английская делегация в составе трех офицеров MI-6. За этим визитом пристально следили французские и германские спецслужбы, планируя до конца лета догнать свою давнюю соперницу. Однако их замыслам не суждено было сбыться, поскольку они противоречили интересам еще одного игрока региональной закулисной политики.

В начале августа к северу от Саны неизвестные совершили нападение на двух французских туристов. В следующем месяце неподалеку от границы с Саудовской Аравией были похищены сотрудники немецкой строительной фирмы, а в конце сентября боевики из племени аль-хашид устроили перестрелку возле здания британского посольства. Как известно, по прошествии чуть более недели прогремел взрыв на французском танкере Limburg.

Не менее любопытно и то обстоятельство, что все эти акции устрашения происходили на фоне активизации российско-йеменских отношений, в том числе и в военно-технической области. Когда-то, в 80-е годы, Москва пользовалась значительным влиянием на севере и юге Йемена. В армиях обоих государств работали советские советники, а в Адене располагался довольно крупный лагерь военных специалистов из СССР, построенный еще англичанами. В те времена КГБ и ГРУ (наравне с восточногерманской "Штази") имели здесь почти полную свободу действий, весьма успешно соперничая с ЦРУ и саудовской разведкой. Однако к началу 90-х ситуация изменилась. Противники по холодной войне поменялись местами, и ельцинская Россия практически покинула этот стратегически важный район. Лишь в 1997-98 г. Москва начала вновь уделять ему серьезное внимание. Весной 2000 г. Сану посетил тогдашний министр обороны Игорь Сергеев. Он достиг договоренностей о поставках российского вооружения, подготовке йеменских офицеров и увеличении в Йемене контингента военных специалистов. Вскоре к арабской стране стали проявлять интерес и нефтегазовые компании, в частности "Газпром", "ЛУКОЙЛ" и "Роснефтегазстрой".

В сентябре прошлого года Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" подписала крупный контракт на поставку 15 истребителей МиГ-29 в Йемен. Сумма этой сделки достигала $300 млн (с опцией еще на $100 млн), что позволило этой компании выйти из затяжного кризиса. В конце июня сего года первая партия из 10 самолетов была доставлена по назначению. В официальной церемонии по этому случаю принял участие лично президент Салех.

По прошествии чуть более трех месяцев, за четыре дня до взрыва на Limburg, посол Йемена в Москве Абд уль-Рахман выступил с заявлением, согласно которому его страна заинтересована в восстановлении военно-технического сотрудничества с Россией. К этому он добавил, что сейчас между военными ведомствами двух государств "ведутся серьезные переговоры". По словам дипломата, они касаются ремонта военной техники, поставок к ней запчастей, а также обучения йеменских офицеров в вузах Минобороны РФ. Ссылаясь на своего президента, посол также заявил, что Йемен готов предоставить российским фирмам льготные условия для работы на рынке, в частности, в нефтегазовой области.

По словам уже упоминавшегося нами выше дипломата, "президент Салех в политике с начала 60-х, весьма опытный и хитрый игрок. Сейчас он почувствовал себя в чрезмерно крепких объятиях Вашингтона. Помня об имперском наследии Москвы, йеменский президент не прочь разыграть "российскую карту".

Вместе с тем, "в военно-политической элите Йемена есть силы, которые одинаково не приемлют ни проамериканской ориентации, ни исламистской идеологии. Это выпускники советских военных вузов, многие из которых владеют русским и выступают за сближение с Москвой".

Подобные настроения в йеменском руководстве не могут устраивать Вашингтон, превративший Йемен в аравийский плацдарм, перемыкающий к зоне Персидского залива. Кстати, акции исламистов и поддерживающих их полунезависимых племенных вождей против российских граждан в последние годы здесь уже имели место. В настоящее время европейские страны ведут себя в Йемене гораздо активнее России, как в политическом, так и экономическом отношении. Видимо, поэтому все последние несчастья касались именно их. Однако ситуация может измениться, особенно с учетом антироссийских настроений многих жителей Йемена, вызванных их поддержкой чеченских ваххабитов.

Пока же следствие по делу о взрыве французского танкера продолжается, но вряд ли оно выведет Париж на истинных его инициаторов. Возможно, Франция, раскусив тонкую игру своего союзника по антитеррористической коалиции, откажется от версии о теракте. Не исключено также, что, отвергнув материалы ЦРУ, французы сами попытаются докопаться до истины, что теперь, правда, представляется крайне затруднительным. Куда легче признать правоту йеменского президента. Однако, как бы не развивались дальнейшие события, очевидно одно: борьба за влияние на Ближнем Востоке, а соответственно и его "черное золото", вступает в решающую стадию, и терроризм при этом, увы, будет играть далеко не последнюю роль.

Выбор читателей