Не будите Хамбо ламу. Даже если он жив

У буддистов существует тьма-тьмущая всяких разнообразных практик для достижения всяких разнообразных состояний. Вот, вроде как жив человек… ан, глядишь, уже и мертв!

Нетленные останки – явление, которым нещадно спекулируют религии мира и которое давно превратилось в своего рода фетиш. Не тлеть после смерти престижно для всех жрецов. Недаром фараоны Древнего Египта уделяли этому интимному моменту столько внимания; недаром владельца неистлевшего после смерти тела стремились немедленно причислить к лику святых что в христианстве, что в исламе. И недаром лежит в московском мавзолее широко известное тело.

Вот и буддисты в смысле трепетного отношения к нетленным останкам мало отличаются от представителей прочих религий. И когда 11 сентября нынешнего года в центре буддизма в России (Иволгинском дацане) обнаружили прекрасно сохранившееся тело умершего 75 лет назад Хамбо ламы Даши-Доржо Итигилова, первым делом начались разговоры о том, что покойный достиг полного физического и духовного очищения, вследствие чего случилось чудо, и теперь вообще неизвестно, жив бывший Хамбо лама или уже все-таки не жив.

Между прочим, ни о христианских, ни о мусульманских святых, ни тем более о фараонах вопрос подобным образом не поставишь: там доподлинно известно: умер. И мумифицировался. А тут – не мумифицировался. Так может, не умер?

Может, конечно, и не умер. Тут сначала надо разобраться вот в чем. Вне всякого сомнения, Даши-Доржо Итигилов так или иначе стремился к просветлению – стремиться к просветлению вообще свойственно буддистам. Очень грубо и кратко состояние просветления можно охарактеризовать как полный отказ от личностных императивов (страстей, привязанностей) и достижение полной гармонии с окружающим миром. С этой целью буддисты используют различные медитативные практики, которые ошибочно было бы воспринимать исключительно как чтение мантры "Ом мани" и перебор четок. Под словом "медитация" может, в принципе, пониматься какое угодно действие, способствующее переходу сознания из состояния "отягченного страстями" в состояние "просветления". Здесь и начинается самое интересное.

Для того чтобы избавиться от страстей и привязанностей, необходимо сначала вычленить, определить, идентифицировать эти привязанности и страсти, после чего методично устранить их. В процессе этого устранения человек неизбежно сталкивается с необходимостью модифицировать, настроить определенным образом свой организм, стабилизировать его в необходимом для дальнейшей работы состоянии.

Понятно, что чем устойчивее достигнутая стабилизация, тем легче человеку управлять процессами, происходящими в организме. Просто для того, чтобы избавиться от необходимости заботиться о бренном теле в ущерб душе. Ибо всевозможные таинственные и легендарные восточные методики омоложения, оздоровления и т.п. суть не что иное, как средство к достижению очень прагматичной цели – перестать обращать внимание на собственное тело.

У меня есть сильное подозрение, что нынешнее состояние бывшего Хамбо ламы и представляет собой вот такую грамотную, аккуратную и очень качественно проведенную стабилизацию организма. Телу незачем разлагаться – оно самодостаточно. Сознание, подчинившее себе процессы тела, волевым решением "законсервировало" организм… ну, дальше каждый может продолжить в соответствии со своей религиозной принадлежностью. Один, наверное, скажет, что это бесовские происки и вообще подлог, второй побежит паломничать в Улан-Удэ, чтобы своими глазами взглянуть на чудо, третий, вероятно, будет искать некое рациональное объяснение и не успокоится, пока его не найдет.

Собственно, это ничего не изменит. Хамбо лама может быть жив… почему бы не предположить возможность столь качественной стабилизации организма, при которой становится возможным достижение специфического (и тоже легендарного) состояния сомати? Хамбо лама может быть мертв. Опять же нет никаких препятствий утверждать, что степень самоконтроля Даши-Доржо Итигилова не достигла такой высоты, на которой организм до сих пор полностью подчинен давно умершему сознанию. Во всяком случае, это не выходит за рамки материализма.

Когда Итигилов уходил из жизни – не имеет значения, навсегда или на время, - он медитировал в позе лотоса. И в этой же позе был признан умершим и помещен в саркофаг, откуда его на днях и извлекли. Между прочим, для буддийского монаха такая смерть считается, мягко говоря, не худшей, не сказать бы одной из лучших.

Здесь имеется лишь один, как мне кажется, подводный камень. Все дело в том, что просветленное сознание, сознание очень высокого порядка, не станет делать что бы то ни было просто так, без достаточной необходимости. В том числе и жестко стабилизировать свой организм. Это первая посылка. Вторая касается физического состояния бывшего Хамбо ламы. Очевидно, он был в неплохой форме, если при своем солидном весе и возрасте исхитрялся медитировать в позе лотоса. То есть умирать от недугов явно не собирался. Один из выводов, который может быть сделан на основании этих посылок, довольно любопытен: Даши-Доржо Итигилову понадобилась эта стабилизация… чтобы умереть. Если, конечно, предположить, что он действительно мертв. Как бы то ни было, его самого ни наше мнение о нем, ни наши предположения, скорее всего, не интересуют. Даже чисто академически. Просветленные, они, знаете ли, такие… им бы чего попроще: состояния Будды, например, достичь, или бодхисатвой стать. А сложности логические им и даром не нужны. У них все по-простому: могут и палкой по башке треснуть, если потревожат не вовремя. Так что не будите Даши-Доржо Хамбо ламу. Даже если он жив. Себе дороже.


Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей