Бензин подорожает вдвое

Взаимодействие участников рынка нефтепродуктов в России далеко от той схемы, которую представляют себе государственные мужи. Аналитики задаются вопросом: сколько раз будет взиматься один и тот же акциз?

Вопрос: "Сколько будет стоить бензин?" за последние полгода превратился для россиян в один из самых насущных. В течение лета цены показывали уверенную тенденцию к росту. Впрочем, после завершения уборочной кампании ажиотаж вокруг бензина потихоньку уменьшается. Пока топливо дешевеет, но в средствах массовой информации уже поползли слухи о скачках цен в ближайшем будущем.

Среди причин ценовых колебаний знающие люди называли так называемый сезонный фактор, определяющий зависимость стоимости топлива от изменений спроса на него. К зиме, соответственно, с уменьшением количества машин на улицах, сезонный фактор должен привести к некоторому удешевлению бензина. Однако аналитики утверждают, что к январю цены только вырастут.

Как заявил журналистам член совета директоров Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша, бензин марки АИ-92 в начале следующего года могут подскочить до 17 рублей за литр. Виновато в таком необузданном росте цен... законодательство. По словам представителя РТС, сие произойдет "из-за несовершенства российских законов, которые вступят в силу с начала 2003 года". "Несовершенство закона "О внесении изменений и дополнений во вторую часть Налогового кодекса РФ" и некоторые другие акты законодательства, которые вступят в силу с 1 января 2003 г., могут привести к кризису на топливном рынке России", - считает Аркуша.

Е.Аркуша пояснил, что этим законом вводится новая схема уплаты акциза на нефтепродукты. Со следующего года она будет выглядеть следующим образом. Производитель начисляет акциз и передает бензин оптовому торговцу. Тот, в свою очередь, тоже начисляет акциз и продает бензин АЗС. Станции включают акциз в цену и после продажи бензина предоставляют документы налоговикам. Затем документы уходят оптовику, и тот вычитает из своих платежей акциз, уплаченный розничным торговцем. После чего документы попадают к производителю, который повторяет эту операцию. На проведение всей процедуры отводится 2 месяца.

Исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергеенко считает, что схема будет работать без сбоя только в случае слаженности действий налоговых органов и продавцов топлива. Но на практике, как показывает опыт, такого не бывает. Как заявил Сергеенко, "в нашей стране документы вполне могут вернуться не в срок, их могут не успеть оформить, где-то произойдет несостыковка, и тогда все начнут начислять свой акциз, в результате чего розничная стоимость бензина может существенно вырасти".

Теоретически цепочка "производитель - оптовик - АЗС" не представляется сложной. Три звена - не так много для того, чтобы не суметь провести грамотный учет проданного топлива. Однако на деле все обстоит гораздо сложнее. Кроме того, после ввода в действие новых положений участникам рынка придется налаживать новые способы распределения бензина, которые в большинстве случаев будут еще более далеки от предусмотренной государством системы. Сколько раз в таком случае будет начисляться акциз, сказать практически невозможно.

Стоит отметить и еще одну неприятную "мелочь": согласно новой системе сбора акцизов, у каждого продавца бензина должно быть специальное свидетельство, выдаваемое налоговыми органами. Его смогут получить только компании, владеющие на правах собственности мощностями по производству, хранению и реализации нефтепродуктов. Однако, по данным РТС, на московском рынке около 90% компаний не имеют материальных активов в собственности; склады и АЗС они, как правило, арендуют или владеют ими на условиях лизинга либо договоров. Как результат, с рынка будут вынуждены уйти малые и средние независимые операторы.

В Топливном союзе считают, что "пока точно можно сказать только одно: после Нового года рынок топлива будет полностью дестабилизирован". Эксперты также прогнозируют увеличение объема суррогатных бензинов, за счет которых будут получать сверхприбыли недобросовестные предприниматели.

Положение усугубится еще из-за увеличения акцизов на горюче-смазочные материалы на 45%, в результате чего розничные цены поднимутся на 10-12%. Даже если не учитывать ситуацию с акцизными сборами, при нынешнем уровне цен это приведет к подорожанию литра АИ-92 на 1,3-1,5 рублей. И в этих цифрах уже нет ни доли гадания - только чистая математика, сомневаться в которой не приходится.

Выбор читателей