Голубые воришки чеченских аулов

Тема хищений и махинаций с государственными средствами, гуманитарной помощью стала настолько обыденной для Чечни, что уже не вызывает громкого резонанса. Там по-прежнему воруют: в больших количествах и в малых

Оперативники – кстати, сами чеченцы – из Ленинского райотдела милиции Грозного рассказали корреспонденту "Yтра", что были весьма удивлены тем, что на многих блошиных рынках города в продаже вдруг появились школьные учебники на русском и чеченском языках. Книжки с яркой раскраской можно выбрать на лотках и для первоклашки, и для ученика выпускного класса. Дело в том, что в этом году в Чечню перед началом учебного года были завезены сотни тысяч учебников со всей России. Министерству образования республики помогли многие регионы страны. Плюс ко всему, на государственные деньги были отпечатаны новые учебники для младшеклассников на чеченском языке, по которым они теперь могут изучать родную речь. Теперь эти книги в Чечне продают, особо не таясь, представители мелкого бизнеса. Милиция заинтересовалась подобным фактом и выяснила, что учебники поступили в розницу из нескольких городских школ. Их дирекция, молчавшая до поры, вдруг вспомнила о краже и ныне слезно просит милицию найти злодеев. Говорят о циничных кражах из школ. В итоге запахло уголовным делом.

Впрочем, тема хищений и махинаций с государственными средствами, гуманитарной помощью стала настолько обыденной для Чечни, что уже не вызывает громкого резонанса. Там по-прежнему воруют: в больших количествах и в малых крадут дорогостоящую аппаратуру, стройматериалы, консервы и детские подгузники из гуманитарной помощи, туалетную бумагу, одеяла для беженцев и многое, многое другое. Воров ловят за руку постоянно, о чем свидетельствует статистика подразделений ОБЭП МВД, изымают похищенное, но число жуликов не уменьшается – слишком долго в Чечне было позволено воровать почти всем. Перелом сознания идет тяжело. Характерный пример: полнолуние еще век назад в этих местах называли "русской луной" и не любили, так как в светлые ночи очень тяжело было незаметно угнать скот у соседа – мешала предательская луна...

В начале 90-х годов, когда Дудаев призвал бороться с иноверием, многие кинулись "исправлять положение". Вот и жители селения Алхан-Кала под Грозным, послушавшись местного муллу, пошли да и "разбомбили" гадкую свиноферму. Нечего грязным животным делать в Чечне! Правда, многим бросилось в глаза, что тот самый мулла стянул на свое подворье с крыши фермы шифер на собственные нужды. Старики покачали головами: "Мусульманину пристойно ли использовать такой шифер у себя в хозяйстве?". Мулла призадумался и тут же нашелся: "Мусульманину нельзя, а чеченцу – можно". На том, посмеявшись, и разошлись. Словом, тяжело менять сознание...

В том же Ленинском районе Грозного один из начальников отдела местной администрации вызвался на благородное дело – доставлять в Грозный стройматериалы для восстановления разрушенных домов. Дело святое, начальник организовал бурную деятельность, но почему-то вместо караванов с досками, щебенкой, бетонными плитами и цементом в район пришло лишь несколько грузовиков. Оказалось, сплавлял "налево" груз начальник, заработал очень хорошо – хватит и на дом, и на сапоги жене, и еще на кое-что. Итог – уголовное дело. Перспектива – небо в клеточку.

Еще одно дело завели в отношении директора госпредприятия "Дирекция по строительно-восстановительным работам". Как сообщили в Региональном оперативном штабе по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе, директор завысил объем выполненных работ на одном из объектов в Урус-Мартане сразу на семь с половиной миллионов рублей, был изобличен оперативниками ОБЭП МВД России и сейчас находится под подпиской о невыезде.

Исключительной скромностью отличился замглавы администрации далекого высокогорного Итум-Калинского района Чечни Н. Будучи председателем высокой Комиссии по распределению социальной помощи, он решил помочь себе, любимому, как жертве наводнения, о чем и указал в списке, получив 20 тысяч рублей от государства. Уголовное дело возбуждено по статье 285 ч.1.

А в Шелковском районе Чечни решили воровать по-крупному. Как известно, этот район газифицировали еще в 2000-2001 гг. сразу несколько предприятий – дагестанские ОАО "Нефтегазсинтез" и СМУ "Трубопровод", а также их субподрядчик – Шелковской ПМК. Схема та же – бумажные работы поражали воображение, реальные же были куда скромнее. В итоге "нагазифицировали" на 14 с половиной миллионов рублей, положив их в карман, и остались довольны. Проверка по данному делу продолжается.

Вообще, складывается впечатление, что страсть к легким деньгам в Чечне особенно присуща деятелям социальной сферы, обслуживающим беженцев и людей малоимущих. К примеру, в поселке Кошкельды Гудермесского района оперативниками ОБЭП МВД России выведена на чистую воду 36-летняя директор Центра социального обслуживания, которая просто присвоила себе зарплату рабочих в размере 127 тысяч рублей.

Всё это примеры только последнего месяца. Их хватает с избытком. Так, возбуждено уголовное дело по фактам злоупотреблений при распределении гуманитарной помощи в виде продуктов питания из государственного резерва в Ножай-Юрте. Здесь химичили в администрации района. У правоохранительных органов есть данные о "неблаговидных" поступках главы администрации Шатойского района. В Урус-Мартане расследуется уголовное дело в отношении двух бывших сотрудников администрации, которые по подложным документам получили и растратили госсредства. В соседнем Ачхой-Мартане выявили мелкую аферистку, козырявшую поддельным свидетельством о прохождении курсов повышения квалификации. Успела прикарманить всего 3200 рублей, больше не дали.

В Грозном предприимчивые владельцы двух частных кафе на Центральном рынке незаконно подключились к газовой трубе, выкачав из государства около десяти тысяч рублей. А под Грозным был задержан 33-летний скромный труженик сельских дорог, перевозивший 16 тонн похищенной из нефтепровода нефти. Впрочем, воровством нефти в Чечне тем более никого не удивишь – это еще одна большая, но дурно пахнущая страницы новейшей истории республики.

Выбор читателей