В чьих руках судьба столицы?

Если общественность будет молчать, через несколько лет мы не отличим Москву от любого провинциального американского городка. Исторические памятники переходят в частные руки и исчезают с лица столицы

Многих интересует – что происходит со старой Москвой? То и дело проходя по центру видишь, как появляются все новые и новые здания. Что в них? Никто не знает. Они манят огнями, но у входа вас частенько встречает бдительная охрана, которая, даже если вы зайдете в помещение – вдруг там магазин? – будет следить за вами – не украли б чего. Появляются новые гостиницы, с виду вполне респектабельные, но кто сейчас вспоминает, на месте чего они строятся? Вы наблюдаете, как постепенно районы исторической застройки преображаются в "лужковский ампир", без всякого соизволения жителей окрестных домов.

Техника тут простая. В столице ведь как? У кого зелени больше, тот и прав. Только не той, что очищает воздух, а с портретом американского президента.

Кого волнует общественное мнение, если чиновник одним росчерком пера переводит памятник XVII века, пусть и в аварийном виде, в состояние так называемой "исторической застройки". Теперь строй на его месте хоть платный туалет. Почему тот самый чиновник в этом заинтересован, надеюсь, никому объяснять не нужно.

Кроме того, в Москве до сих пор гигантское количество объектов исторического значения не поделено между федеральным и муниципальным департаментами, ответственными за госсобственность. В этом вопросе царит полная анархия, играющая на руку коррупционерам, которых невозможно учесть точно так же, как всех бесхозных строений. Ясно только, что имя им – легион.

За последние 10 лет, по данным заместителя руководителя Московской экологической федерации Людмилы Меликовой, ситуация приблизилась к той, что была в 30-е годы, когда большевики уничтожили огромное количество памятников архитектуры. Сейчас этот процесс инспирирован вовсе не идеологическими лозунгами типа "война дворцам", а "демократическими" переменами, но сути происходящего это не меняет.

Единственное спасение – апелляция к общественному мнению. Других путей просто нет. Для этой цели в столице вполне разработана законодательная база, считает помощник депутата Вера Сеземан. Есть закон, позволяющий жителям объединяться в общины по территориальному признаку и высказывать градостроителям свои претензии и пожелания. Например, в вашем районе строятся новые высотки, затеняющие ваше жилье либо как-то еще влияющее на окрестную экологию, а в целом просто-напросто снижающие стоимость ваших квартир. Объединившись в общину, вы имеете право давить на чиновников. Вопрос на сегодняшний день лишь в том, что, по словам г-жи Сеземан, за 10 лет только один процесс по такому делу был выигран в суде, да и то лишь потому, что истцами выступила община бывших сотрудников КГБ, живших в "сталинском" доме, где начали отрываться балки от стен в квартирах с евроремонтом – после того как рядом с домом затеяли строительство огромного бизнес-центра. Ну, чекисты народ ушлый – подали в суд и остановили строительство.

Что касается древних исторических памятников, тут дело обстоит еще хуже. Во всем мире принято консервировать даже совсем ветхие строения, имеющие культурную ценность. У нас же пошли по иному пути. Фасады многих памятников оставляют прежними, зато внутри творится полное безобразие, целиком и полностью меняющее облик исторического здания. Не говоря о том, что вся земля вокруг и зеленые насаждения подвергаются жесточайшему перепланированию, нарушающему экологический баланс целых районов.

На вчерашней пресс-конференции в московском центре "ИнтернетМедиаКом" под жестким названием "Правда и ложь о судьбе архитектурных памятников Москвы" были документально подтверждены вопиющие факты преступлений против культурного наследия столицы.

Эколог Людмила Меликова рассказала, как и почему на Кузнецком мосту вырос бизнес-центр на месте старинного архиерейского подворья. Во всем мире подобные согласованные задним числом постройки сносятся, а их заказчики выплачивают миллионные компенсации государству. В Москве же сложилась ситуация, которую не могут разрешить даже депутаты ГД, озабоченные столичным произволом. Хотя градостороительные законы у нас от западных мало чем отличаются. Просто их не принято исполнять.

О чем и свидетельствовала Вера Сеземан, четыре месяца добивающаяся (с привлечением прокуратуры) простого и ясного ответа у новых собственников таких новостроек – кто и с кем согласовал увод федеральных строений в частные руки?

Весьма эмоциональную реакцию помощницы депутата Госдумы Гончара по строительству вызвало упоминание о строительстве огромного нового ансамбля на площади Курского вокзала. "Это же надо было додуматься! Только посмотрите, особенно в свете сегодняшней трагедии с заложниками во Дворце Культуры на улице Мельникова. Власти напрочь забыли, что вокзалы – это стратегические объекты! Вокруг них нельзя застраивать территорию, это ясно любому, кто жил не только в мирное время. Кто и с кем согласовывал строительство этих безумных бетонных ящиков на площади, загородивших даже вид самого вокзала?" – задавала риторические вопросы г-жа Сеземан.

Помимо того у москвичей есть много поводов для озабоченности в эстетическом плане. Стекло и бетон замещают московскую историю. Между тем еще со времен начала династии Романовых русские цари издавали указы, охраняющие архитектуру столицы. Всякий получающий в центре города землю был обязан строить на ней здания из самых лучших материалов, чему свидетельством веками не реставрированные и тем не менее живые дома, церкви и иные постройки. Открывшийся только что усилиями общественных организаций интернет-ресурс "Памятники.ру" дает возможность увидеть родной город глазами простого жителя, а не экскурсовода или чиновника мэрии. Тут размещены фотографии, а также аналитические и правовые материалы, посвященные архитектурным памятникам, которые мы теряем безвозвратно. Заголовки говорят сами за себя: "Карательное градостроительство", "Палаты или палатки?", "Клонирование по-московски", хотя самая интересная часть посвящена настоящему рассказу о старой Москве, которую мы стремительно забываем за фасадами бутиков и ресторанов для новых русских.

В заключение хочется высказать одно пожелание. В современных условиях бороться с диким строительством, замешанном на нечистых деньгах, способны лишь общественные организации. Это движение состоит в основном из подвижников, опирающихся лишь на слабые силы. Государство никак не помогает бороться с денежными мешками, скупившими в столице огромные площади. Если общественность и дальше будет закрывать глаза на вопиющие безобразия в этой сфере, на строительство турецких и китайских складов в Замоскворечье, на разрушение исторических районов и замену их ресинскими многоэтажками с дикими башенками, мы потеряем наш город навсегда и через пару десятилетий Москва не будет отличаться от любого провинциального американского городка, которому хорошо если сто лет от роду.

Выбор читателей