Боевики обнаружили голубя мира на Дубровке

Вопрос о том, откуда взялись террористы, похоже, снят. В интервью НТВ боевики открыто назвали "президента" Аслана Масхадова и полевого командира Шамиля Басаева организаторами акции

Вопрос о том, откуда взялись террористы, захватившие в Москве театральный центр на Дубровке, похоже, снят. На него ответили сами боевики. В интервью НТВ они открыто назвали "президента" Аслана Масхадова и полевого командира Шамиля Басаева организаторами акции. Еще ранее некий уполномоченный чеченских сепаратистов передал катарской телекомпании "Аль-Джазира" видеокассету с обращением Масхадова в преддверии готовящейся операции. На информационном сайте сторонников Масхадова от имени "вице-премьера" Ахмеда Закаева заявлено, что "у России сегодня есть выбор: либо остановить бессмысленное кровопролитие, либо продолжить бесконечную войну".

Из этого следуют два вывода. Первый нелишне послушать тем, кто все это время отказывался верить в причастность Масхадова к происходящим событиям. Госпожа Новодворская, господин Рыбкин и прочие: в ком вы теперь видите того "ответственного чеченского политика", пусть и недружественного России, с кем мы могли бы сесть за стол переговоров? В человеке, который ответственен за захват полутысячи мирных граждан, включая женщин и детей? Можно уважать убеждения людей, трагически заблуждающихся в сути происходящего. Можно и нужно сочувствовать чеченским матерям и их детям, потерявших мужей и отцов, понять всю степень их отчаяния – это тем более необходимо сделать, потому что по ту сторону противостояния такие же, как и они, жены и дети хоронят русских мужей и отцов. Все они стали жертвами бездарной российской политики, никогда не щадившей ни своих, ни чужих. Но принуждать к миру, убивая заведомо мирных людей, – это значит заведомо похоронить даже гипотетическую возможность как-то исправить ситуацию.

Советский генерал Масхадов, раз уж он решился на столь масштабный акт, имел шанс добиться иного. Если бы группа боевиков, захватившая заложников, в течение нескольких часов, максимум - одних суток, призвала бы к миру, заявила, что отчаялась быть услышанной, а потом на глазах российского и мирового сообщества сложила оружие, не причинив мирным людям ни малейшего вреда, эффект от этой акции, пусть трижды противоправной, был бы оглушительным. Нужно совершенно не знать наше общество, чтобы усомниться в эмоциональном отклике на такой ход событий. "Люди идеи", как называют себя сепаратисты, доказали бы на деле чистоту намерений, если угодно, даже благородство. Но боевики Масхадова показали, что их хитрость уместна лишь в тактике боя, при выборе позиции для засады или захвата ни в чем не повинных людей. Во всем остальном они остаются просто бандитами, которые вредят делу мира и возможному компромиссу больше, чем все зачистки федералов и все подрывы фугасов вместе взятые. Потому что воины за детьми не прячутся. Потому что самоубийцы Коран не чтят. Потому что шахиды о мире не пекутся.

Второй вывод существует и сам по себе, и в связи с первым. Аслан Масхадов, даже если он сам является заложником арабских наемников, принуждающих его действовать по жестким правилам фундаментализма, уже хотя бы поэтому не может быть партнером России на мирных переговорах. Для чего говорить с человеком, в спину которого упирается дуло автомата какого-нибудь выходца из Саудовской Аравии или Йемена? И чем тогда искренность Аслана Масхадова будет отличаться от искренности родственников заложников, которые под давлением террористов вынуждены кричать "Долой войну в Чечне!"? Масхадов, говорящий о мире, увы, так же нелеп, как родственник заложника, кричащий "Аллах акбар!".

Выбор читателей