Аэрозоль не дал сбежать шахидам

Операция по уничтожению террористов - смертников и освобождению заложников в Москве уже обрастает самыми различными подробностями и слухами, вплоть до невероятных

Операция по уничтожению террористов - смертников и освобождению заложников в Москве уже обрастает самыми различными подробностями и слухами, вплоть до невероятных. То, что точное количество самих террористов было неизвестно с самого начала, и остается тайной и сейчас, вызвало массу предположений. В частности, сами представители оперативного штаба, а точнее, заместитель министра МВД России Владимир Васильев, заявили, что некоторые захватчики смогли сбежать из плотно блокированного здания, переодевшись в гражданское платье и растворившись в толпе. Кроме того, среди зевак, родственников заложников и журналистов, круглосуточно дежуривших в Дубровке, находились и информаторы боевиков - не чеченцы в камуфляже, обвешанные оружием, а обыкновенные, с первого взгляда, москвичи. Как оказалось, некоторых из них "пасли" уже длительное время, хотя прилюдно взяли лишь одного - мужчина в кепке был схвачен за загривок и быстро уведен в неизвестном направлении. После доклада Владимиру Путину глава МВД Борис Грызлов сообщил об аресте свыше 30 пособников террористов только в одной Москве. А по словам директора ФСБ Николая Патрушева, ликвидация законсперированной агентуры терорристов идет не только в столице, но и других городах России и, разумеется, в Чечне. Тем временем, в милицию поступали звонки от жителей окрестных домов, якобы, видевших вооруженных людей, укрывавшихся в подъездах. Территорию в округе зачистили бойцы московского ОМОН и внутренних войск, но продолжения "войны" не было - крупных банд не встретили, а о конкретных подозрительных личностях, отправленных на фильтрацию, хранится молчание.

Главная неясность, которая волнует всех - вопрос с применением пресловутого газа, который зарубежные эксперты почему-то окрестили исключительно "прерогативой российских спецслужб". Это - от лукавого, так как сами западные коллеги имеют в своем арсенале химические средства для нейтрализации террористов, но в данном случае, видимо, не поняли, какое вещество применили российские спецслужбы в здании на Дубровке. Собственно, в центре внимания два вопроса - как применили отраву против бараевцев, и когда. Поскольку уже в недрах ищущей российской журналистики родилось предположение - газ пустили, смертники это почувствовали, поняв, что "процесс пошел", кинулись убивать заложников, и только потом были перестреляны штурмовыми группами, как куропатки. Однако, по информации источника "Yтра" в российских спецслужбах, ситуация выглядела иначе.

Во-первых, четко зафиксирован факт, переломивший весь ход операции по освобождению людей - Бараев отдал приказ ликвидировать заложников гораздо раньше. О том, что первые расстрелянные появятся уже в ночь с 25 на 26 октября, сами террористы заявили еще в пятницу вечером. Бараев и "зам", назвавшийся Абу-Бакаром, отвергли переговоры с Казанцевым. Боевики, до этого тянувшие время, попали в яму - усилиями спецслужб к этому времени их контакты с Басаевым и Масхадовым и анонимными иностранными эмиссарами были прекращены. Террористы занервничали, потому что перестали получать указание из своего "аналитического центра". Говорить они вообще умеют с трудом, а уже после первых контактов с профессиональными переговорщиками от России стало ясно, что вопрос вывода войск завис в воздухе. Ведь в любом случае Бараева могли информировать из Чечни о любом движении войск, например, тот же Басаев. Но получился вакуум, и Бараев, почти израсходовав коньячный запас в театральном буфете, решил заняться привычным делом. Мало того, что мужчин и женщин регулярно избивали прямо в зале за малейшую провинность, даже за "неправильное" посещение "туалета" - оркестровой ямы. Так затем угрозы стали воплощать в дикую чеченскую реальность: заложники были убиты прямо в зале. Очевидцы уже дали показания, что боевики в упор расстреляли мужчин. Как и в случае с Ольгой Романовой, они выбрали в жертву человека, выделявшегося поведением. Если девушка пыталась прорваться в здание, за что ее казнили как "агента ФСБ", то молодой человек позволил обронить несколько фраз. Его убили выстрелом в голову. Затем захватчики пустили пулю женщине.

Несколько групп спецназа, благодаря знанию подземных коммуникаций, уже находились в здании, отслеживали обстановку, но не получали приказа. Газ пустили лишь после того, как заложников стали убивать, а никак наоборот. Причем можно развеять еще один миф - судя по некоторым данным, ставшим известным "Yтру", в здании был применен не газ, а аэрозоль одного из нервно-паралитических составов. Смесь поступала в зал с террористами и заложниками не через вентиляцию, которую террористы пытались забить, в том числе и взрывчаткой, а через систему противопожарной безопасности. Аэрозоль мгновенного действия застал смертников на "боевых позиция": женщины-чеченки, обвязанные тротилом, рассредоточились среди заложников в готовности замкнуть контакты взрывных устройств. То, что увидели зрители с внешней стороны захваченного здания, было лишь частью операции - несколько штурмовых групп имитировали атаку на ДК, рванув заряд, разрушив стену и ворвавшись в фойе. Смертники заметались, отражая нападение и находясь в неведении относительно того, что происходит в зале. Там уже отработала команда ликвидаторов - бойцы "Альфы" действовали без противогазов, потому что получили инъекции противоядия. Смертницы, рассевшиеся среди заложников, в том числе вдова Арби Бараева Зура, а также некие Фатима и Раиса, были убиты, находясь в полной отключке. Спецназ добил их контрольными выстрелами. Тоже самое произошло и с группой боевиков-мужчин на сцене. Террористам, которые поняли, что их травят, не помогли платки, пропитанные водой.

Штурмовые группы вышли из зала в тот момент, когда оставшаяся часть боевиков попыталась отразить нападение снаружи. И здесь фактор внезапности сыграл решающую роль - террористов уничтожили за несколько минут. Сам Бараев метался между первым и вторым этажом и получил заряд свинца, так и не оказав сопротивления - не успел. Уже потом его перетащили на более удобное место для съемки и поставили бутылку в руку. Кстати, спецназ попал в точку, ведь по свидетельству односельчан, семья Бараева славилась потомственным алкоголизмом. Сначала пил отец Арби Бараева - милиционер, потом он сам, грешил выпивкой и Мовсар. Это не помешало двум последним стать ваххабитами.

Первую информацию об уничтожении боевиков выдали в МВД России. Число ликвидированных террористов колебалось от 32 до 37 человек. И уже потом ФСБ России привело новую цифру - 50 убитых террористов: 32 мужчины и 18 женщин-смертниц.По некоторым данным, в группу Бараева входили Абу-Бакар, Хампаш Темирбаев с позывным "Герат", Иса Чантиев по кличке "Махки", Исмаил Эскиев ("Салах") и Хусейн Цаев с позывным "Совбан". Не исключено, что именно эта "гвардия" ворвалась в Москву и была уничтожена. Больше повезло тем боевикам, которые действовали автономно - они пожили на несколько минут дольше. Часть боевиков была блокирована в подсобных помещениях. Здесь работали спецназовцы ФСБ и СОБРа МВД России. С террористами не церемонились, закидывая гранатами и добивая одиночными выстрелами. Такие действия спецназа отработаны до автоматизма. Два смертника, прятавшихся в левом крыле здания, отказались быть шахидами, выкинули белый флаг и были взяты в плен. Еще одного "духа" поймали чуть позже.

Но трагедия на этом не окончилась - применение нервно-паралитического аэрозоля привело к поражению заложников. Их эвакуировали в различные больницы Москвы. Известно, что у некоторых людей не выдержало сердце… По данным МВД РФ, ставших достояние общественности к полудню 26 октября, погибло 67 заложников. Чуть позже в "Yтро" поступила непроверенная информация, которую отказались комментировать официальные лица. Речь шла о 108 погибших и умерших заложниках. И лишь к вечеру источники в Минздраве России сообщили о том, что число жертв превысило 90 человек. Беда в том, что все телефонные линии не могли выдать родственникам и близким заложников информацию о судьбе людей. Звонивших направляли в больницы, а оттуда - на "горячие линии", где не было информации. Особенно в этом преуспели в институте им. Склифосовского, отказавшись предоставлять информацию близким заложников. Возмущенные люди не раз сообщали нам об этом по телефону. Хотя убитые горем россияне стойко восприняли и этот "подарок" государства. К таким вещам в России привыкли очень давно.

Выбор читателей