Анафема одного праздника

Хеллоуин изначально не несет в себе пропаганды насилия. Он является трансформацией языческого празднования окончания сбора урожая, поминовения усопших и Нового года в одном флаконе


ФОТО:



Две тысячи лет назад 1 ноября кельты праздновали наступление Нового года, в канун которого устраивался фестиваль Соуин (Samhain). Считалось, что души умерших в этот день возвращаются в свои дома и требуют жертвенной пищи у живых... Ну, требовать от мертвых, чтоб они физически вкушали приготовленное для них угощение, было бы по меньшей мере странно. Поэтому живым приходилось не только жертвовать еду, но и самим же ее переваривать. Чему живые, как вы понимаете, ни капли не противились. Примерно в это же самое время (вернее, в конце октября) древние римляне тоже занимались чрезвычайно содержательным делом, у них отмечалось аж два праздника – Фералии, посвященные памяти усопших, и дни Помоны, богини древесных плодов. И оба, как нетрудно догадаться, тоже проходили за пиршественным столом. В общем, лето уходило окончательно и бесповоротно, урожай собирался начисто, наступало время зимы и грядущего вслед за ней обновления. Веселились как могли, благо повод был.

Потом началось христианство, и... И, собственно, ничего страшного для язычников поначалу не произошло, поскольку христиане – частью в рекламных целях, частью во избежание негодования местного населения – предпочитали не запрещать древние обряды, а просто использовать их по собственному назначению. Так появился День всех святых, который до сих пор празднуется католической церковью 1 ноября. All hallow ees (Месса всех святых) – таково было его искаженное староанглийское название, так что "Хеллоуин" – это не более чем "Канун Оллхолуиса".

То есть 31 октября. Ночь, когда, по слухам, темные силы получают временную власть над миром, вследствие чего законопослушные христианские граждане не должны терять бдительности и перманентно отпугивать от себя всяческую нечисть. В частности, одарять нищих едой и милостыней. А также зажигать свечи в память об умерших.

Отсюда, собственно, и происходит условно страшная (на самом деле довольно симпатичная) тыква – полая, с вырезанными глазами и ртом и зажженной свечой внутри. Вернее, сначала это были просто круглые овощи и фрукты, тыква-то – это чисто американская фича обновленной ирландской версии. Традиция связывает ее с ирландским же мифом про скупца Джека, который обманул черта целых два раза и вынудил его поклясться никогда не причинять Джеку вреда. После смерти хитрец обнаружил, что место ему в раю отнюдь не забронировано, а в ад не пускают по причине вышеупомянутого клятвенного обещания. Не знаю, что там было дословно по протоколу, но так или иначе Джек вновь оказался на земле – только вместо глаз у него появились раскаленные угли для устрашения дьявола (по другим версиям, он был обречен на вечные скитания во тьме, а чтоб тьма не была кромешной, ему был пожалован специально обученный уголек, который он положил в пустую репу, чтобы горел дольше).

Итак, черта напугали, свечки зажгли, дальше надо осчастливить бедняка. В начале истории Хеллоуина добропорядочные христиане так и делали. То есть просто шли и давали милостыню нищим в виде денег или еды. Кое-кто устраивал бесплатные обеды для христарадников. Впоследствии эта благотворительность тоже подверглась трансформации: детишки, карнавальные костюмы, песенки или стишки с требованием угощения, безопасное, но обидное наказание за жадность.

Собственно, это все, что можно сказать о самом празднике. С одной стороны – лишний повод подурачиться вволю, с другой – плотно угостить себя, любимого.

Итак, Хеллоуин. Ну, с Ирландией (а также Штатами, Канадой, Великобританией и т.д.) все понятно: оно у них свое, народное, традиционное. Или естественным образом завезенное вместе с эмигрантами. В России Хеллоуин стал популярен относительно недавно. В этом году многие клубы и даже некоторые кофейни так или иначе вспоминают про канун Дня всех святых. Сама видела, как в одном кафе одетые в черное официанты обслуживают публику, нацепив "эльфийские" ушки, столы затянуты черной маскарадной паутиной, а одна из дверей обозначена как "Дверь в ад" (не иначе за ней тусуются болельщики "Галатасарая" :-)). Тыквы же – вместе с арбузами и дынями – вполне доброжелательны, испугать могут разве что параноика, и свечи в них смотрятся очень даже естественно.

Вообще, при желании любой праздник можно организовать красиво и весело. Даже "Самый предпоследний день последней недели текущего месяца" – и тот можно отметить с размахом и изяществом. Было бы желание. Правда, сия точка зрения резко разнится с той, которую нам преподносят православные священники. Впрочем, они все время бьются за паству на невидимом фронте войны добра со злом... которая вечна, если учесть изрядную относительность понятий "добро" и "зло". Поэтому сообщение о том, что, к примеру, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий направил письмо аж министру образования Свердловской области с просьбой оградить детей, учащихся в государственных общеобразовательных учебных заведениях, "от навязываемого отдельными директорами и учителями празднования так называемого Хеллоуина", с учетом перманентного стремления наших православных иерархов воцерковить всех и каждого, понятно. Непонятно другое. Например, тот факт, что упомянутый выше министр общего и профессионального образования Свердловской области Валерий Нестеров отправил, в свою очередь, депешу руководителям муниципальных органов управления образования и образовательных учреждений.

В письме этом, как сообщает "Новый Регион", Минобразования Свердловской области отмечало "все более широкое распространение в образовательных учреждениях области различного рода мероприятий, связанных с "празднованием кануна Дня всех святых" (или Хеллоуина)". В связи с этим г-н В.Нестеров обратил внимание руководителей учебных учреждений на "недопустимость использования детского живого интереса ко всему необычному и таинственному без должного профессионального педагогического осмысления сути проводимых мероприятий". По мнению министерства, практика показывает, что "заимствование отдельных традиций в отрыве от социокультурного контекста не является средством, позитивно влияющим на становление системы ценностей ребенка. В подобных случаях "празднование кануна Дня всех святых", как правило, сводится к пропаганде насилия, зла и страха, а отнюдь не к познанию культурных традиций стран изучаемого языка". Так что руководителям соответствующих органов и педагогам г-н Нестеров предложил проанализировать практику деятельности в данном направлении с точки зрения ее целесообразности (перевожу: запретил праздновать Хеллоуин организованно, в школах), чем и заслужил благодарность его высокопреосвященства "за усилия по изменению нравственного состояния общества и содействия пресечению развития пагубной традиции".

Если факт противостояния православного духовенства внедрению "злых", "еретических" традиций в нашу действительность хотя бы логичен, то реакция чиновника светского государства на этот факт выглядит даже не странной, а попросту омерзительной. В данном случае г-н Нестеров более всего напоминает офицера при генерале (то есть при его высокопреосвященстве Викентии).

Обоснования архиепископа выглядели следующим образом: "Уже несколько лет мы получаем самые негативные отзывы о последствиях этих "культурных" экспериментов над душами детей. С сожалением можно констатировать, что эта привнесенная извне мода приживается на российской почве не в силу своей конструктивности, красоты и назидательности, а лишь потому, что провоцирует и оправдывает выплеск вовне самых низменных страстей человеческой души". А сама просьба запретить празднование Хеллоуина звучала так: "Прошу Вашего содействия как министра образования нашей области, как гражданина и человека, болеющего и переживающего о том, что происходит с нашими детьми и педагогами, в запрете проведения данных акций. Особенно прошу помочь в городе Екатеринбурге, где о размахе, простите, школьных беснований средства массовой информации сообщают ежегодно, подобно сводке боевых действий".

Между прочим... о "школьных беснованиях". У меня три вопроса к его высокопреосвященству.
1. Что такое "школьные беснования"?
2. Как ведут себя современные школьники по сравнению с днем празднования Хэлоуина в остальные дни?
3. Нельзя ли привести примеры "последствий этих "культурных" экспериментов над душами детей"? А то как-то уж слишком общо получается.

У меня также три вопроса к министру образования Свердловской области г-ну Нестерову.
1. Какие именно факты педагогической практики показывают, что "празднование кануна Дня всех святых"... сводится к пропаганде насилия, зла и страха, а отнюдь не к познанию культурных традиций стран изучаемого языка"?
2. Известно, что некоторые педагоги включают празднование Хеллоуина в школьную программу для ознакомления детей с национальными особенностями стран изучаемых языков. Его высокопреосвященству Викентию такой подход к педагогической практике кажется странным. Он говорит о том, что преподавателями выбран один из самых одиозных праздников, а другие, такие как День благодарения или День матери, просто обходятся стороной. В связи с этим вопрос: нужно ли понимать фактический запрет на проведение школьных мероприятий, связанных с празднованием Хеллоуина, как официальное признание превосходства его высокопреосвященства Викентия над профессиональными педагогами, преподающих детям в общеобразовательных школах?
3. Если его высокопреосвященство Викентий разбирается в педагогических вопросах лучше школьных учителей, почему бы не уступить ему портфель министра образования Свердловской области?

Собственно, это все, что я хотела бы выяснить в связи с прошедшим вчера Хеллоуином. Мне хочется лишь повторить то, что я сказала несколько выше. Хеллоуин изначально не несет в себе пропаганды насилия. Он является трансформацией языческого празднования окончания сбора урожая, поминовения усопших и Нового года в одном флаконе. Кроме того, любой праздник можно сделать как привлекательным, так и неприятным.

Выбор читателей