Праздник взбесившихся цен

Проснувшись после Хэллоуина, многие из нас под журчание телевизора с удивлением узнали, что великие и малые естественные монополии приготовили целый букет небольших, но очень милых сюрпризов

Проснувшись после Хэллоуина, многие из нас за Yтренней чашечкой кофе под журчание телевизора с удивлением узнали, что великие и малые естественные монополии приготовили целый букет небольших, но очень милых сюрпризов. С 1 ноября выросла абонентская плата за телефон, в 10 раз повышена сумма штрафа, взыскиваемая с "зайца" в наземном транспорте, даже вывоз мусора обойдется теперь дороже, а МПС расстаралось пуще прежнего, утвердив новые правила перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам … Тем, кто это придумал, конечно, жить станет лучше. Но всем остальным точно веселее не станет. Причем дело не только в кошельке. Впрочем, все по порядку. Точнее, по старшинству.

МПС – самая большая из естественных монополий, которая нас 1 ноября "порадовала". Как мы помним из теории политэкономии, монополия - это некая структура, предоставляющая свою продукцию или услуги на безальтернативной основе. Но вот в чем штука: чем больше аппетит, тем больше сопротивление оказывают те, кого доят, и меньше шансов оправдать новое повышение тарифов перед надзорными органами (МЭРТ, МАП, правительственной комиссией по тарифной политике на железнодорожном транспорте). Поэтому время от времени приходится проявлять гуманизм и заботу о потребителях. Думали-думали в МПС и… выдали новые правила.

Документ занимательный до невозможности. И даже трогательный, как массаж, который делают бычкам, откармливаемым специально для японских ресторанов, где подают нежнейшее мраморное мясо. В частности, в случае отмены поезда или при ожидании следующего состава более часа деньги за неиспользованный билет возвращаются пассажиру полностью, а не частично, как ранее. Если же поезд опоздает, то при наличии всех бумаг можно будет обратиться опять же за бумагой к начальнику вокзала, и тогда вам возместят 3% от стоимости билета за каждый час задержки. Вот интересно, много ли найдется охотников тратить время на все эти хлопоты, вместо того чтобы бегом кинуться наверстывать потерянные из-за железной дороги минуты или доказывать упущенную деловую выгоду.

Следующий подарок: с собой в разобранном виде теперь разрешается перевозить велосипеды, детские коляски, лодки без моторов. Мелких животных, а также птиц разрешено перевозить в клетках, корзинах и контейнерах, главное - чтобы они умещались на полке для ручной клади. В поездах все мы ездили, полку сию помним, туда даже джинсы порой положить страшно. Каким же садистом надо быть, чтобы засунуть четвероногого или пернатого друга в темную затхлую нишу над входом?! К сожалению, в России Общество защиты животных не так авторитетно и расторопно, чтобы задать подобный вопрос МПС. Впрочем, послабление сделано для собак крупных пород, коих отныне вовсе не обязательно держать в "нерабочем тамбуре первого за локомотивом вагона". Можно и возле себя, но только в наморднике и при условии, что хозяин выкупит целое купе. Но кинологам радоваться рано: корзинку со щенками ротвейлеров или овчарок затащить в вагон не получится, поскольку они могут разбежаться, что опасно для окружающих. Дальше – еще интереснее. На поезде "разрешается перевозить пчел в ульях или фанерных пакетах, которые должны сдаваться в багажный вагон". Надо отдать должное чиновникам МПС, чувство юмора у них присутствует. Только весьма своеобразное. Ведь пчел, если задуматься, запросто можно использовать как оружие массового поражения. Зайдет злоумышленник в багажный вагон и откроет фанерный пакет…

Отдельный параграф посвящен рассеянным гражданам. Если вдруг вы ненароком, забыв, что долгие проводы не только лишние слезы, но и проблемы, случайно оставили проездные документы у провожающих, "пассажир обязан выплатить тариф проводнику, который выпишет квитанцию, затем с этой квитанцией и неиспользованным билетом можно обратиться в кассу, где деньги обязаны вернуть". Красивое решение, ничего не скажешь. Проводники, зная о наличии пустых мест, могут торговать ими уже на легальных основаниях. Ну что ж, официальная зарплата у них невелика, отчего не дать им возможность обогатиться, а заодно избавить рассеянных путешественников от заботы покупать билеты.

Выглядит весь этот свод правил просто как праздничный торт. С чего бы такая забота? Ясно, что неспроста... Только один пример. На Юго-Восточной железной дороге минувшим летом, вопреки сезону активных перемещений к морю и обратно, оборот пассажирских перевозок снизился на 3,1%. Руководители дороги объяснили это тем, что тарифы в январе были повышены на 30% , и челноки и отдыхающие стали куда охотнее пользоваться автобусами. Но, согласно данным все той же ЮВЖД, "график движения поездов не удается стабилизировать". Фактическая картина задержек такова: 410 составов в июне, 773 - в июле и 358 - в августе. Вот интересно, сколько человек нашли время и силы, чтобы компенсировать убытки от этих задержек, ведь речь идет только об одной дороге? Но деньги нам обещано возвращать, если поезд опоздает больше чем на час по 3% за каждый. Если опоздал на 59 минут, надеяться не на что. После этого становится ясно, что обещанные МПС компенсации – не более чем рекламный трюк.

Можно, конечно, усмехнуться. Рано, граждане пассажиры! Согласно все тем же правилам, теперь по одному паспорту можно будет купить сколько угодно билетов. Сколько угодно! Начальник пресс-службы МПС Валерий Зудин подтвердил это корреспонденту "Yтра": "Если вы хотите ехать одна в купе, можете купить четыре билета, или ваш муж купит на свою фамилию на вас и на всю семью. Сколько угодно, хоть целый вагон, хоть весь состав!". Что, нужны комментарии? Слабонервных просим удалиться. Ну, ладно бы еще балованная барынька купила сразу 4 места, чтобы "купе курящее" не докучало ей расспросами о прошлом и настоящем, либо кто-то побоится, что перевозимый на полке для ручной клади любимый попугай от скуки начнет прислушиваться к беседам подвыпивших попутчиков и выучит новые слова. Добро бы еще некая турфирма купила заранее целый вагон или состав. Самое безобидное, что приходит в голову: теперь про кассы можно забыть, можно сразу обращаться к привокзальным спекулянтам. Это еще полбеды… Один паспорт – целый состав. Заполняй его кем хочешь – вьетнамскими торговцами, молдавскими строителями, чеченскими террористами... Но если бы такое нововведение МПС вступило в силу месяц назад, ни у кого бы не возникло сомнений в том, как банда Бараева умудрилась добраться до Москвы. Да и что бы она могла еще натворить! Заверения в том, что проводники честны и предельно бдительны, а патрули милиции на железнодорожном транспорте всегда начеку, выглядят не очень убедительными.

Кстати, о мусоре. В Москве с 1 ноября с 6,2 до 7,7 руб. повышена плата за "услуги по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов", по-русски говоря, мусора обыкновенного. Скромные мусорщики просто не могут время от времени не вспоминать о своем "естественном" монополизме и требовать соответствующих этому гордому званию подтверждений. Однако почему уважение к ним теперь обойдется каждому из москвичей на 1,5 руб. дороже – непонятно. Что стало лучше за последнее время? Как приезжали к нам в 5:00 желтые машины, которые с жутким грохотом выворачивают в свое чрево содержание баков, так и приезжают. Слава Богу, обслуживающий персонал научился не комментировать вслух свои манипуляции – очень приятно это приукрашивало сон, когда летом окна были открыты. Да еще наконец-то усвоили, что облегченные баки совсем не обязательно ставить на выезде из дворов, чтобы потом водители частного автотранспорта и пешие граждане, отправляясь на работу, сталкивали их с дороги. Реже стала срабатывать сигнализация автомобилей от вибрации тех же мусорных машин. Уж не поэтому ли мэрия решила повысить подушные сборы? Или были какие-то иные соображения? Мировой опыт, например. В начале октября случилась вот какая "грязная" история. Более 4 тыс. тонн мусора скопилось на улицах второго по величине греческого города Салоники в результате продолжавшейся 8 дней забастовки работников муниципальной службы чистоты. Горожане жаловались на нестерпимую вонь и невозможность передвигаться по тротуарам, заполненным мешками с отбросами. Когда Солоники превратились в помойку, врачи забили тревогу: крысы стали размножаться с такой скоростью, что возникла угроза эпидемий. И вот тут выяснилась правда: зачинщиком незаконной забастовки мусорщиков был главный соперник действующего мэра на выборах. Весть облетела не только Грецию. Видимо, и московская мэрия твердо усвоила, что с помоечной монополией шутки плохи.

В продолжение темы шантажа – еще одна новость. Штраф за безбилетный проезд в Москве увеличен с 10 до 100 рублей. Причем коснется это не только "зайцев" как таковых, но и тех, кто повезет с собой более одной единицы багажа в объеме одного чемодана или пары лыж. Так что любителям зимнего отдыха следует учесть: лыжи каждый должен держать в руках сам, не доверяя их спутнику (кстати, родители также не должны отнимать лыжи у своих детей). Тариф за проезд был повышен до 7 руб. (10 руб. при покупке билета у водителя) еще месяц назад, но вот на внутренних панелях автобусов, трамваев и троллейбусов таблички со старым штрафом в 10 руб. замазали, а новые не нарисовали. В том, что это произошло случайно или по недосмотру, возникают серьезные сомнения.

Корреспонденту "Yтра" довелось наблюдать сцену, как двое здоровенных детин с удостоверениями контролеров зажали в углу салона хрупкую даму, вымогая у нее 250 руб. штрафа. Теперь, правда, такого откровенного грабежа быть не должно, так как "пробел" закрыт решением столичной Думы. Вот бы ей еще додуматься разработать Кодекс поведения для контролеров, внешний вид и манеры которых почти всегда таковы, что настоящим бандитам впору поучиться. Антитеррористическая же составляющая новых правил, априори обновленная и закрепленная тем же постановлением, гласит, что "провоз взрывоопасных, легковоспламеняющихся, отравляющих, едких веществ влечет наложение штрафа в размере трех МРОТ". Всего ничего. Впрочем, любые штрафы без сопротивления не отдавайте: правила гласят, что контролер обязан выдать квитанцию, на бюрократическом языке - "постановление-квитанцию установленного образца, являющуюся документом строгой финансовой отчетности". А если такую бумажку он вам не даст, знайте – денежки ваши пойдут никак не на развитие городской транспортной инфраструктуры.

Еще одно подорожание 1 ноября распространяется на сферу роскоши человеческого общения. Как обойтись в современной жизни без телефона? Никак. По электронной почте всего не скажешь. В Москве, хотя ее и прозвали большой деревней, расстояния таковы, что к родственникам или друзьям, чтобы пообщаться, проблематично ездить из Чертаново в Бибирево. Этим воспользовалась еще одна естественная монополия - МГТС. В столице повышена абонентская плата за телефон: для населения - с 84 до 110 руб., а для бюджетных организаций со 100 до 125. Впрочем, не одной Москвы это коснулось. На 10-15% тарифы на услуги телефонной связи в увеличены в 15 регионах страны. При этом сохраняются все льготы, определенные федеральными и региональными властями для участников войны, пенсионеров и инвалидов.

Из всей этой череды повышений без шуток порадовать может только одно, которым и подсластим пилюлю. В Москве с 1 ноября ежемесячные городские доплаты к пенсиям увеличиваются на 100 руб., таким образом, минимальное пособие по старости с учетом всех доплат составит теперь 1566 рублей.

Вот, в общем-то, и все. Жить стало веселее, с этим не поспоришь. Ну а тем, кого отечественные "веселости" не очень порадовали, и возникла жажда отдохнуть от этой нашей обыденности, стоит иметь в виду следующее: Государственный департамент США с 1 ноября 2002 г. увеличил оплату за "неиммиграционные визовые услуги" с 65 до 100 долларов. Причина проста: у консульских служб после событий 11 сентября 2001 г. прибавилось хлопот с проверками обращающихся за визами, а вспомогательный персонал для такой кропотливой работы не годится, понадобилось "дальнейшее расширение руководящего надсмотра", что и увеличило стоимость обработки обращений. Проконсультировавшись с Офисом менеджмента и бюджета Белого дома, Госдепартамент определил, что дефицит следует ликвидировать за счет повышения оплаты за услуги, а не путем привлечения американских налоговых средств. Что ж, их логику, в отличие от МПС и московской мэрии, по крайней мере, можно понять…

Выбор читателей