Шейхи ждут войны и играют в политику

Сегодня мы наблюдаем достаточно интересную картину, когда накануне возможной военной операции США в Ираке цены на нефть не растут, а наоборот снижаются

На мировом рынке нефти продолжается падение: менее чем за два месяца котировки эталонного сорта brent упали с 29 до 23,5$/баррель, и это еще не предел. Все это время рынок снижался под воздействием данных о запасах нефти и нефтепродуктов у потребителей, а главное, по причине затяжных политических пикировок вокруг иракской проблемы.

Последним ударом по котировкам "черного золота" стало заявление ОПЕК о намерении восполнить ожидаемый "военный" дефицит нефти за счет увеличения собственных поставок. Об этом заявил в Лондоне президент картеля Рилвану Лукман. По его словам, у картеля достаточно резервов для сглаживания любых перебоев, даже с условием того, что пока неизвестно, как "далеко зайдет дело". Этот не самый прозрачный намек говорит о том, что предлагаемая ОПЕК инициатива не станет разовой акцией, а может длиться столько, "сколько будет надо".


Что же касается "рояля в кустах" в виде "достаточных резервов", здесь тоже нет ничего странного. Наличие внушительных "заначек" на фоне самоограничения добычи кажется странным лишь на первый взгляд. В ходе своего выступления в Лондоне г-н Лукман открыто признал факт нарушения ОПЕК собственных квот на добычу и экспорт нефти. При этом, правда, он заявил, что это делалось и делается исключительно из благих побуждений и в интересах рынка. По его словам, превышение квот по добыче составляет сегодня порядка 2 млн. баррелей/сутки, значительная часть которых идет на формирование тех самых запасов. Так или иначе, но в октябре добыча нефти картелем достигла самого высокого уровня за последние 13 месяцев. По оценкам агентства Bloomberg, она возросла на 4,4% – до 27,1 млн. баррелей/сутки. "Увеличение добычи нефти странами ОПЕК снимает многие волнения на мировом рынке относительно объема поставок", – комментирует ситуацию на рынке Джон Килдаф, вице-президент компании Fimat USA Inc.

Итак, накануне возможной военной операции США в Ираке цены на нефть не растут, как можно было бы предположить, а снижаются. Любой военный или политический конфликт в нефтеносном регионе сопровождается удорожанием нефти, к стоимости которой добавляется т.н. "военная премия", однако представители ОПЕК сегодня заявляют об отказе от "премиальных", тем самым играя на понижение. Это означает, что за "медвежьими" играми картеля кроются более глобальные цели, нежели кратковременная нажива на пиковых военных ценах.

Здесь самое время вспомнить об осложнении отношений между основными мировыми поставщиками и потребителями нефти, которое возникло после известных событий сентября прошлого года. После начала антитеррористической операции в Афганистане США развернули активную риторику относительно диверсификации источников нефтяных поставок. Борющаяся с мировым (в первую очередь исламским) терроризмом Америка резонно решила сократить свою зависимость от арабских поставщиков, многие из которых тайно или явно связаны с террористами. И открыто дала понять ОПЕК (большинство членов картеля – мусульманские государства), что намерена расширить список поставщиков за счет независимых экспортеров, включая Россию.

Похоже, американцам удалось добиться желаемого и "акция устрашения" арабских поставщиков возымела действие. Судя по лондонскому заявлению Лукмана, ОПЕК не намерена вызывать у США ни тени сомнения в собственной лояльности. Такое поведение вполне объяснимо с учетом того, что в последние годы доля нефтяного картеля в мировых поставках снижалась. Пресловутая американская диверсификация поставок привела бы к еще большему ее сокращению, а главное, к усилению независимых экспортеров.

Другим объяснением трогательной заботы ОПЕК о состоянии рынка можно считать последнюю информацию о намерении картеля расширить собственное присутствие на рынках Европы и Восточной Азии. Здесь ОПЕКовская нефть могла бы потеснить более дорогое сырье от традиционных европейских поставщиков. В последние месяцы в страны ЕС уже поступило рекордное количество "черного золота" из Саудовской Аравии и Ирана.

Итак, картель действительно сделал крупную ставку на ситуацию вокруг Ирака. Пользуясь случаем, он намерен не только поправить собственные дела, но, возможно, и расширить свое влияние в мире за счет вытеснения конкурентов. Сложно сказать, насколько это выполнимо, учитывая крайне низкую дисциплину членов ОПЕК и самые непредсказуемые последствия развития ситуации вокруг Ирака. Однако в любом случае конкуренты ОПЕК, включая российские нефтяные компании, должны понять, что легкой жизни и богатых "военных премий" на этот раз может и не случиться.

Выбор читателей